Page 34 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 34

• принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, ин-
дивидуально-личностного подхода, ценностно-смыслового подхода, сотрудни-
чества;

    • основа содержания процесса воспитания ребенка – субъективный опыт
личности: аксиологический (ценностно-смысловой), культурологический,
жизнетворческий (событийный), морально-этический, гражданский, личност-
ный, индивидуально-творческий.

    • образ культуры XXI в. представляется как мировой интеграционный про-
цесс, в котором исключены межнациональные и межконфессиональные кон-
фликты и происходит смешение этносов, этнических культур;

    • человек культуры означает свободную, гуманную, духовную, творческую
и адаптивную личность;

    • актуальные компоненты технологии личностно ориентированного воспи-
тания: 1) изучение узловых событий жизни ребенка; 2) педагогическая интер-
претация его индивидуальных особенностей; 3) эмпатическое принятие уче-
ника таким, какой он есть; 4) совместное с учеником проектирование этапов
его дальнейшего развития; 5) адаптация воспитательных средств к характеру
ребенка; 6) вовлечение его в педагогические и жизненные события; 7) раскре-
пощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства;

    • критерии воспитанности в данной концепции: уровень ценностно-смыс-
лового развития и самоорганизации личности; способность к нравственной
саморегуляции поведения; мера педагогической помощи, которая необходима
учащемуся в самостроительстве собственной личности.

                  Советуем прочитать труды Е. В. Бондаревской

  • Формирование нравственного сознания старших школьников. – Ростов н/Д, 1975.
  • Нравственное воспитание учащихся в условиях школьной реформ. – Ростов н/Д, 1985.
  • Введение в педагогическую культуру. – Ростов н/Д, 1995 (в соавторстве)
  • Образование в поисках человеческих смыслов. – Ростов н/Д, 1995.
  • Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика.
  1997. № 4. – С. 11–17.
  • Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М., Ростов
  н/Д, 1999 (в соавторстве).
  • Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов н/Д, 2000.
  • Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в 2-х томах).
  Т.II. – Ростов н/Д, 2006.
  • Стратегии воспитания в современном университете. Коллективная монография. – Ро-
  стов н/Д (в соавторстве).
  • Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном про-
  странстве педагогического института ЮФУ. Монография. – Ростов н/Д, 2007.
  • Проблемное поле современных образовательных технологий // Известия Южного фе-
  дерального университета. Педагогические науки. 2009. № 7. – С. 15–25.
  • Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной шко-
  ле // Известия Южного федерального университета. 2011. № 1. – С. 21–30.

                                               32
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39