Page 34 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 34
• принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, ин-
дивидуально-личностного подхода, ценностно-смыслового подхода, сотрудни-
чества;
• основа содержания процесса воспитания ребенка – субъективный опыт
личности: аксиологический (ценностно-смысловой), культурологический,
жизнетворческий (событийный), морально-этический, гражданский, личност-
ный, индивидуально-творческий.
• образ культуры XXI в. представляется как мировой интеграционный про-
цесс, в котором исключены межнациональные и межконфессиональные кон-
фликты и происходит смешение этносов, этнических культур;
• человек культуры означает свободную, гуманную, духовную, творческую
и адаптивную личность;
• актуальные компоненты технологии личностно ориентированного воспи-
тания: 1) изучение узловых событий жизни ребенка; 2) педагогическая интер-
претация его индивидуальных особенностей; 3) эмпатическое принятие уче-
ника таким, какой он есть; 4) совместное с учеником проектирование этапов
его дальнейшего развития; 5) адаптация воспитательных средств к характеру
ребенка; 6) вовлечение его в педагогические и жизненные события; 7) раскре-
пощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства;
• критерии воспитанности в данной концепции: уровень ценностно-смыс-
лового развития и самоорганизации личности; способность к нравственной
саморегуляции поведения; мера педагогической помощи, которая необходима
учащемуся в самостроительстве собственной личности.
Советуем прочитать труды Е. В. Бондаревской
• Формирование нравственного сознания старших школьников. – Ростов н/Д, 1975.
• Нравственное воспитание учащихся в условиях школьной реформ. – Ростов н/Д, 1985.
• Введение в педагогическую культуру. – Ростов н/Д, 1995 (в соавторстве)
• Образование в поисках человеческих смыслов. – Ростов н/Д, 1995.
• Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика.
1997. № 4. – С. 11–17.
• Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М., Ростов
н/Д, 1999 (в соавторстве).
• Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов н/Д, 2000.
• Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в 2-х томах).
Т.II. – Ростов н/Д, 2006.
• Стратегии воспитания в современном университете. Коллективная монография. – Ро-
стов н/Д (в соавторстве).
• Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном про-
странстве педагогического института ЮФУ. Монография. – Ростов н/Д, 2007.
• Проблемное поле современных образовательных технологий // Известия Южного фе-
дерального университета. Педагогические науки. 2009. № 7. – С. 15–25.
• Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной шко-
ле // Известия Южного федерального университета. 2011. № 1. – С. 21–30.
32