Page 232 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 232

один рубль больше и если я его беру, то позднее меня мучают сильные угры-
зения совести; я могу так рассвирепеть, что буду, например, бить все подряд;
честно говоря, мне иногда доставляет удовольствие мучить других; и т. д.

                       8.7. Профессиональное самоопределение
Методика определения типа личностной направленности (Дж. Холланд)245

    Предназначена для оценки профессионального личностного типа. Автор
методики выделяет 6 типов социальной направленности личности: 1) реа-
листический (несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоциональ-
ный, стабильный); 2)  интеллектуальный (несоциальный, рациональный,
независимый, оригинальный); 3) социальный (психологически настроен-
ный на человека, гуманный, женственный, активный, зачастую зависимый
от мнения других, чувственный и др.); 4) конвенциальный (стереотипный,
конкретный, практический); 5) предприимчивый (доминантный, любящий
руководить, неусидчивый, агрессивный и предприимчивый); 6) артистиче-
ский (независимый, оригинальный, творческий). В зависимости от типа со-
циальной направленности человек выбирает профессию.
Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»
(Е. А. Климов)246

    Методика позволяет определить интересы и склонности учащихся и пред-
назначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с класси-
фикацией типов профессий Е. А. Климова. Специальная анкета и дифферен-
циально-диагностический опросник (ДДО), состоящий из 20 пар вопросов,
разработан в конце 1960 – начале 1970-х гг. группой сотрудников ВНИИ про-
фтехобразования под руководством Е. А. Климова. В основу опросника поло-
жена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку
предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда:
человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая
система, человек – художественный образ. Методику можно использовать
при профориентации подростков и взрослых.
Профориентационная анкета (Е. А. Климов)

    Предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии
с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Опрашиваемым предлага-

245 Истратова О. Н., Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: Петроком, 1992. –
С. 115–119; Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – С. 295–299.
246 Там же. С. 115–119; Там же. С. 299–325.

                                              230
   227   228   229   230   231   232   233   234   235   236   237