Page 229 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 229
–аутосимпатия; шкала III – ожидаемое отношение от других; шкала IV – са-
моинтерес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение
выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» ис-
пытуемого: шкала 1 – самоуверенность; шкала 2 – отношение других; шкала
3 – самопринятие; шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность; шкала
5 – самообвинение; шкала 6 – самоинтерес; шкала 7 – самопонимание.
Методика исследования самоотношения (МИС) (Р. С. Пантелеев)239
Предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а так-
же выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, само-
уверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности,
самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. В основу
понимания самоотношения положена концепция самосознания В. В. Столина,
который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, бли-
зость. Методика допускает индивидуальное и групповое применение без огра-
ничения времени. В случае группового обследования количество участников
не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания – 30–40
минут. Предлагаются 110 суждение, с которыми можно согласиться (+) или не
согласиться (-). Примеры суждений: мои слова довольно редко расходятся с де-
лами; случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным; к
чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим; у
меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговари-
ваю, мне неприятно; и др.
Методика «Контрольный список прилагательных (Г. Гоух)
Представляет собой перечень из 300 расположенных в алфавитном поряд-
ке прилагательных от «авантюрный» до «яростный». Испытуемый помечает те
прилагательные, которые, по его мнению, описывают его самого.
Всего методика включает 24 шкалы. Первые три шкалы отражают тестовую
установку испытуемого, другие 15 шкал составлены в соответствии с перечнем
потребностей Г. Мюррея, а оставшиеся шкалы носят эмпирический характер и
получены на основе индивидуального наблюдения. В русскоязычном варианте
такая методика известна как «Тезаурус личностных черт» А. Г. Шмелева, состо-
ящий из биполярных и униполярных списков, полученных на базе экспертных
оценок 1650 слов русского языка. Контрольный список прилагательных нашел
широкое применение в диагностике психических нарушений, профориентаци-
онной психологии, для оценки эффективности в экономической и политиче-
ской деятельности и т. д.
239 Пергаменщик Л. А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. –
С. 7–16.
227