Page 228 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 228

ван?» (или с кем бы вы хотели встретиться из класса, когда закончите обучение
в школе?). После заполнения сводной таблицы подсчитывается показатель сте-
пени приемлемости классом каждого ученика.

                               8.6. Отклонения в поведении
Психодиагностический тест (В. Мельников – Л. Т. Ямпольский)237

    Данная методика представляет собой многомерный инструментарий, осно-
ванный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого и пред-
назначен для изучения структуры личности в границах определенных факто-
ров. Методика относится к опросным методам исследования, состоит из 174
пунктов. Пункты опросника сгруппированы в 14 шкал. Шкалы нижнего уровня,
их 10, описывают: невротизм, психотизм, депрессию, совестливость, эстети-
ческую впечатлительность, женственность, расторможенность, общую актив-
ность, робость (стеснительность), общительность. Шкалы верхнего уровня ха-
рактеризуют: психическую неуравновешенность (группируются на базе 1, 2 и
3 шкал нижнего уровня), асоциальность (4 и 5 шкалы), интроверсию (6, 7 и 8
шкалы) и сензитивность (9 и 10 шкалы).
Опросник самоотношения (ОСО) (В. В. Столин – С. Р. Пантеллев)238

    Построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической
моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет вы-
явить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по са-
моуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3)
уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания
или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или
иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накаплива-
ет о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представ-
лений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны:
то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, стано-
вится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Опросник
включает следующее шкалы: шкала S – измеряет интегральное чувство «за»
или «против» собственно «Я» испытуемого; шкала I – самоуважение; шкала II

237 Пергаменщик Л. А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе /
Л. А. Пергаменщик Л. А., И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, С. В. Отчик. – Минск: БНИИО,
1992. – С. 24–25.
238 Пергаменщик Л.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. –
С. 6–7.

                                              226
   223   224   225   226   227   228   229   230   231   232   233