Page 227 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 227
определения – участие детей в общешкольной деятельности, к которой они
приглашаются через объявление в школе (Поможем учителям в оформлении
кабинетов! Приглашаем принять участие в подготовке новогоднего вечера!
Приглашаем принять участие в разговоре «Как сделать наше учебное заведе-
ние красивым и уютным!). Объявление дополняется словами: «Приглашаются
только добровольцы». Неоднократное обращение к данной методике позволя-
ет выявить самых активных ребят, их предпочтения в выборе направленности
деятельности (познавательная, героико-патриотическая, шефская, развлека-
тельная и др.).
Методика изучения характера и культуры общения
(Е. А. Бородина – Р. В. Овчарова)
Предлагаемые детям тесты позволяют выявить их коммуникативные склон-
ности и этические представления.
Методика изучения мотивов участия подростков в деятельности
(Л. В. Байбородова)235
Направлена на выявления мотива учащихся к деятельности. Состоит из 12
вопросов, оцениваемых по шкале от 0 до 4. Позволяет определить, что и в ка-
кой степени привлекает их в совместной деятельности. К примеру, интересное
дело, творчество, приобретение новых знаний, возможность сделать доброе
дело для других и т.д. Преобладающие мотивы разделены на этапе обработки
результатов на три группы: коллективистские, личностные и престижные.
Анкета для выявления самочувствия ученика в коллективе (В. Т. Кабуш)
Предлагаются 8 вопросов, касающихся самочувствия детей в коллективе.
Примеры: к кому ты чаще всего обращаешься за разъяснением твоих прав и
обязанностей, к кому ты чаще всего обращаешься за советом при выборе реше-
ния в сложных жизненных ситуациях; Если тебе будет трудно в жизни, к кому
ты обратишься за помощью? Варианты ответов: родители, друзья, сверстники,
классный руководитель, учителя, бабушка, дедушка, знакомые и т. д. Помогает
определить степень доверия ребенка к окружению.
Шкала преемлемости (Э. С. Богардус – Н. В. Бахарева)236
Направлена на выявление статуса члена ученической группы (с подростко-
вого возраста). На бланке с полным перечнем всех членов группы необходимо
отметить, с кем бы вы хотели остаться в классе, если он будет расформиро-
235 Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. – С. 55–56.
236 Бахарева Н. В. Шкала преемлемости как метод изучения взаимоотношений // Человек и
общество / Под ред. Б. Н. Ананьева. – Л., 1970. – С. 98–103.
225