Page 235 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 235

ны такие, как убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в об-
ществе, влияние семейных традиций, желание руководить другими людьми,
стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специ-
альности, возможность получить профессию без длительного обучения, же-
лание работать в престижном месте и др. Значимость того или иного мотива
обозначена по 5-балльной шкале. Методика позволяет выявить мотивы пре-
стижности профессии, мотивы материального благополучия, мотивы делового
характера. Методика модифицирована Т. В. Черниковой, добавившей дополни-
тельно группу творческих мотивов.
Методика «Трудовые ценностные ориентации старшеклассников»
(Е. Н. Павлютенков)255

    Исследует направленность трудовых ценностных ориентаций старшекласс-
ников, их иерархию по предпочтительности. В предлагаемой анкетируемому
таблице 98 понятий, распределенных в 7 квадратах по вертикали и 7 квадратах
по горизонтали (по два в каждом). На первом этапе в каждом квадрате необ-
ходимо вычеркнуть менее ценное. Затем в рядах по горизонтали необходимо
рейтинговать оставшиеся ценности (ставить в углу квадрата цифры от 7 до
1 балла). То же самое необходимо сделать с вертикалью. В конечном итоге в
каждом столбце будут расставлены позиции, позволяющие определить ОЗ –
общественно значимые ценности трудовой деятельности; СД – ценностные
ориентации, связанные с содержанием труда; СТ – ценностные ориентации,
связанные со статусными достижениями работника посредством трудовой де-
ятельности; РТ – ценностные ориентации, направленные на результат труда;
СМ – ценностные ориентации, связанные с возможностью развития личности
в процессе овладения профессией; СУ – ценностные ориентации, связанные с
возможностью применения своих способностей и самоутверждения в процес-
се труда; УТ – ценностные ориентации, связанные с условиями труда.

                8.8. Методики диагностики педагогических качеств
Методика КОС (В. В. Синявский – Б. А. Федоришин)256

    Предназначена для оценки КОС (коммуникативных и организаторских спо-
собностей), позволяет оценить уровень развитости качеств, необходимых для
человека, работающего в системе «человек – человек»: эмоционально-волевой
сферы, коммуникативных и организаторских способностей. Вопросник КОС

255 Малыхина И. В. Школа и семья в формировании ценностных ориентаций // Школа и про-
изводство. – 1989. – № 9. – С. 14–17.
256 Истратова О. Н. Лучшие психологические тесты. – С. 115–119; Истратова О. Н., Эксакусто
Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – С. 338–343.

                                              233
   230   231   232   233   234   235   236   237   238   239   240