Page 230 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 230

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
(А. Н. Орел)240

    Стандартизированный тест-опросник, предназначенный для измерения
готовности (склонности) подростков к реализации различных форм откло-
няющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализиро-
ванных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовно-
сти (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально жела-
тельные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные
и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологи-
ческого содержания комплекса связанных между собой форм девиантного
поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими
поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для изме-
рения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобря-
емую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а
также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости
от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Вопросы представлены в двух вариантах: мужской – 89 вопросов, женский –
98 вопросов.

Методика изучения личности дезаптированного подростка
и его ближайшего окружения241

    В анкете отмечаются фамилия, имя, год рождения, класс, школа, здоровье:
хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патологии (2), хронические
болезни (1); учеба: отличная (5), хорошая (4), средняя (3), слабая (2), неудов-
летворительная (1); поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлет-
ворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в ИДН (1); обще-
ственная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник
коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует
в общественной жизни (2), бойкотирует коллективные мероприятия (1); отно-
шение к учебе: учится охотно (5), избирательное (4), равнодушное (3), учится
неохотно (2), учится крайне неохотно (1); состав семьи: мать и отец (5), мать и
отчим (4), одна мать (3), мачеха и отец (2), нет родителей (1); количество детей в
семье; образование родителей: высшее у обоих (5), высшее у одного (4), среднее
у обоих (3), среднее у одного из родителей (2), родители не имеют среднего об-
разования (1); степень выраженности аморальных проявлений в семье: семья
ведет здоровый образ жизни (5), один из родителей склонен к выпивке, скан-
далам (4), у родителей эпизодические запои, семейные скандалы (3), частые за-

240 Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. – С. 141–154.
241 Там же. С. 155–160.

                                              228
   225   226   227   228   229   230   231   232   233   234   235