Page 231 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 231
пои, дебоши, аморальное поведение родителей (2), повседневные проявления
аморальности, алкоголизм родителей, необходимость лишения родительских
прав и изъятия детей (1); степень выраженности девиантных, стяжательских
взглядов, убеждений в семье: семья характеризуется разумным сочетанием
духовных и материальных потребностей (5), духовные потребности недооце-
ниваются (4), для семьи характерна духовная, идейная индифферентность (3),
преобладают стяжательские настроения (2), в семье не осуждаются нетрудовые
доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей (1); харак-
тер эмоциональных отношений в семье: 5 – атмосфера дружбы, взаимопонима-
ния и поддержки; 4 – отношения ровные, но без эмоциональной близости; и др.
Методика диагностики эгоцентризма у подростков (Т. И. Пашукова)242
В методике используется прием незаконченных предложений. Результаты
диагностики определяются преобладанием в окончаниях предложений лич-
ных, притяжательных и собственных местоимений. Незаконченные предложе-
ния: в такой ситуации...; легче всего...; несмотря на то что...; чем дольше...; по
сравнению с...; каждый...; жаль, что...; и др.
Опросник для родителей детей 4–18 лет (Т. М. Ахенбах)243
Включает вопросы, связанные с подробной информацией о семье: роди-
телях, ребенке. Далее следует список утверждений, описывающих поведение
детей и подростков. Если данный пункт соответствует поведению ребенка в
настоящее время полностью или почти полностью, то родители обводят «2» в
графе ответов. Если данный пункт описывает поведение, характерное для ре-
бенка только в некоторой степени или только иногда, то обводят цифру «1».
Если данное утверждение вообще не соответствует поведению ребенка обведи-
те цифру «0». Примеры утверждений: ведет себя, как маленький (поведение не
соответствует возрасту); не может усидеть на месте, неутомим, слишком акти-
вен; боится, что может подумать или сделать что-нибудь плохое; и др.
Фрейбургская анкета (определение уровня агрессивности)244
Заполняются данные о ребенке: Ф.И.О, пол, возраст, место работы родите-
лей. Предлагается обвести кружком «да», если этот ответ на соответствующий
вопрос имеет к подростку отношение, и «нет», если вопрос его не касается. Ан-
кета содержит такие вопросы, как: я знаю, что ребята за моей спиной говорят
обо мне плохо; я редко даю сдачу, когда меня бьют; я быстро теряю самообла-
дание, однако также быстро успокаиваюсь; если мне при размене денег дают на
242 Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. – С. 161.
243 Там же. С. 161–168.
244 Там же. С. 175–176.
229