Page 225 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 225

Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»
(Р. С. Немов)227

    При помощи данной методики определяется эталонность общности в вос-
приятии ее членов. Каждому учащемуся выдается листок с текстом под заго-
ловком «Давай поразмышляем о твоем классе...» и 28 утверждений типа «свои
слова подтверждают делом», «принципиально оценивают успехи коллектива»
и т. п. Рядом с каждым утверждением нужно сделать отметку (н – никто, м –
меньшинство, п – половина, б – большинство, в – все). Для перевода буквен-
ных выражений ответов в баллы используется специальная шкала.
Методика «Какой у нас коллектив?» (А. Н. Лутошкин)228

    Направлена на определении степени удовлетворенности подростка своим
коллективом. Предлагаются различные уровни развития коллектива: «Песча-
ная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий
факел» (см. раздел 7). Дети должны по пятибалльной школе оценить свой кол-
лектив, степень его сплоченности и единства. Одновременно с этим методика
позволяет определить учащихся, которые недооценивают или переоценивают
(по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отно-
шений, довольных и недовольных ими.
Методика «Наши отношения»229

    Направлена на выявление степени удовлетворенности подростка разны-
ми сторонами жизни коллектива. Испытуемому предлагается ознакомиться с
шестью утверждениями («наш коллектив очень дружный и сплоченный», наш
класс недружный, часто возникают ссоры» и т. д.). Каждый ребенок должен за-
писать номер того утверждения, который более всего совпадает сего мнением.
Суждения, отмеченные большинством учащихся, свидетельствуют об опреде-
ленных взаимоотношениях в коллективе.
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л. Г. Жедунова)230

    Предназначена для изучения психологической атмосферы в коллективе.
Каждому члену коллектива предлагается оценить состояние психологической
атмосферы в коллективе по девятибалльной шкале. Оцениваются полярные ка-
чества: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие, удовлетворенность
– неудовлетворенность и др. Чем выше балл, тем выше оценка психологиче-
ского климата в коллективе. Анализ результатов предполагает субъективные

227 Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. – С. 82–84.
228 Там же. С. 84–88.
229 Там же. С. 96–97.
230 Там же. С. 97–98.

                                              223
   220   221   222   223   224   225   226   227   228   229   230