Page 224 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 224
8.5. Коллектив
Методика «Социометрия» (Дж. Морено)224
Направлена на изучение состояния эмоционально-психологических от-
ношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят. Ка-
ждому подростку предлагается ответить на четыре вопроса: 1) Если бы у тебя
была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоего класса к себе на
день рождения, то кого бы ты пригласил (а)? 2)А кого бы ты пригласил (а) бы
в последнюю очередь? 3) Кому ты доверишь свою тайну? 4) Кому никогда не
доверишь свою тайну? Каждый участник опроса записывает три фамилии к
каждому вопросу, выстраивая их по степени предпочтений. На основании по-
лученных результатов составляется матрица, при помощи которой все полу-
ченные социометрические положительные выборы классифицируются по пяти
группам: «звезды», «предпочитаемые», «принимаемые», «непринимаемые»,
«отвергнутые». Методика позволяет определить неформальную структуру дет-
ской общности, систему внутренних симпатий и антипатий.
Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного
и общешкольного коллектива» (модифицированный вариант методики
О. В. Лишина)225
Направлена на определение мотивов участия подростков в совместной дея-
тельности. Предлагается перечень 30 дел и 5 вариантов ответов, позволяющих
судить о том, сколько человек в классе их поддержит (никто, меньшинство,
половина, большинство, все). Шкала ответов позволяет выделить мотивы де-
ятельности: общественно-полезная, личная выгода, интерес к общению, зна-
чимость для коллектива, интерес к содержанию деятельности, обязательность
как принуждение.
Методика «Мы – коллектив? Мы – коллектив... Мы – коллектив!»
(М. Г. Казакина)226
Предназначена для определения стадии развития коллектива группы, клас-
са. Предлагается текст с описанием этапов развития коллектива, группы, клас-
са. Учащиеся посредством групповой самооценки должны определить, на ка-
ком этапе своего развития находится коллектив. Методика позволяет выявить
сильные и слабые стороны общности, определить основные направления фор-
мирования коллектива класса.
224 Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. – С. 93–96.
225 Там же. С. 74–78.
226 Там же. С. 78–81.
222