Page 220 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 220

ми проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной
форме).
Методика «Творческий потенциал» (Е. С. Жариков, А. Б. Золотов)216

    Направлена на исследование творческого потенциала старшеклассников.
Предлагаются 50 утверждение, оцениваемые по 5-балльной шкале: при не-
согласии следует ставить 0; постоянное проявление качества обозначается 4
баллами; частое проявление отмечается 3 баллами, среднее – 2 баллами, ред-
кое – 1 баллом. Примеры высказываний: «бывает, что я вижу проблему там,
где для других все ясно», «меня побуждает к работе потребность материаль-
ного обеспечения», «я предпочел бы работать под руководством человека, ко-
торый не вмешивается в то, как я работаю», «я работаю ради желания повы-
сить уровень материального комфорта» и др.
Тест «Творческие способности» (Е. П. Ильин)

    Помогает выявлять творческие способности. Предлагаются несколько фи-
гур и ставятся вопросы: Что они, по-вашему, изображают? Чем еще они могли
бы быть? Задание: придумайте как можно больше вариантов.
Тест «Определение творческих способностей (Х. Зиверт)

    Предлагаются несколько задач. К шкале «н – находчивость»: необходимо
вписать в таблицу (3 столбика по 30 позиций) как можно больше слов, начи-
нающихся с одной или двух букв («с» – свежий, свободный, святой, свинина
и др.; «но» – новый, ношеный, ноктюрн и др., «бо» – большой, боевой, ботва).
Необходимо подсчитать строки, в которых записаны заданные слова, сложить
результаты трех заданий, разделите результат на 1,5. Максимально можно по-
лучить 60 баллов. Второе задание – это тест «Определение уровня творческого
потенциала», позволяющий оценить уровень творческого потенциала, умения
принимать нестандартные решения. Необходимо сделать выбор одного из
предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. Примеры заданий:
1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен (а) да; б) нет, он
и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем; 2. Думаешь ли ты, что сам
можешь участвовать в изменениях окружающего мира: а) да, в большинстве
случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях; 3. Считаешь ли ты, что твои идеи
принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой ты пла-
нируешь работать: а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в
некоторой степени.

216 Жариков, Е. С., Золотов, А. Б. Как приблизить час открытий: введение в психологию науч-
ного труда. – Кишинев, 1990. – 336 с.

                                              218
   215   216   217   218   219   220   221   222   223   224   225