Page 219 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 219

Диагностика уровня творческой активности учащихся
(М. И. Рожков – Ю. С. Тюнников – Б. С. Алишев – Л. А. Волович)

    Направлена на определение сформированности творческой активности.
В  качестве критериев предлагаются: чувство новизны; критичность; способ-
ность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Вы-
деляются три уровня творческой активности подростков: низкий, средний и
высокий.

Методика «Принцип турникета» (Дж. Рензулли, С. Рис, Л. Смит)
    Долговременная организационно-педагогическая модель диагностики

детской одаренности. Одна из их основных идей авторов заключается в том,
что процесс идентификации одаренных детей должен быть не разовым, а
длительным, предполагающим продолжительное наблюдение за ребенком.
Дети включаются в работу по специальной программе, вхождение и выход
из которой может осуществляться в течение всего года, в зависимости от
его достижений. Авторами применяются как традиционные методы оценки,
так и методы, основанные на использовании трех параметров деятельности
учащегося (способности, интересы и стили обучения). Особо подчеркива-
ется, что собирается информация, акцентирующая внимание на достоин-
ствах ученика, а не на его недостатках. В итоге создается «портфель данных
об ученике». В дальнейшем эта информация используется при принятии
решения о возможностях развития способностей на обычных школьных за-
нятиях, в группах обогащения и в условиях специальных дополнительных
программ.

Тест «Необычное использование» (Дж. Гилфорд – Е. Туник)
    Направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые

факторы: 1) беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует
беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов; 2) гиб-
кость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность
к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных от-
ветов; 3)  оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобра-
зие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется
числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов,
оригинальностью структуры ответа; 4) точность – фактор, характеризующий
стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения,
соответствующего поставленной цели.

    Время проведения процедуры – около 40 минут. Тесты предназначены для
возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится
в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с теста-

                                              217
   214   215   216   217   218   219   220   221   222   223   224