Page 218 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 218
Методика «Карта одаренности»; методика оценки общей одаренности
подростка (А. И. Савенков)212
Методика «Карта одаренности» создана А. И. Савенковым на основе мето-
дики Д. Хаана и М. Каффа. Может применяться к детям в возрасте от 5 до 10
лет. Создана для родителей и состоит из 80 вопросов, систематизированным
по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ре-
бенка. Необходимо дать оценку своему ребенку на основании шкалы: ++, +, 0,
-. Можно попросить сделать то же самое бабушек и дедушек и вывести средние
показатели.
Методика «Палитра интересов» (А. И. Савенков)213
Ориентирована на младших школьников (6–10 лет). Позволяет получить
первичную информацию о направленности интересов ребенка. Предлагается
35 вопросов, оцениваемых по 3-балльной шкале: если не нравится, то (-), если
нравится, то (+), если очень нравится, то (++). Примеры для выбора: ходить
в магазин за продуктами, убирать за собой книги, руководить играми детей,
самостоятельно рисовать и др.
Методика оценки общей одаренности (А. И. Савенков)214
Адресована родителям, но может применяться педагогом. Направлена на
оценку общей одаренности ребенка. Предлагаются девять характеристик лич-
ности (любознательность, сверхчувствительность к проблемам, способность к
прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность,
способность рассуждать и мыслить логически, целеустремленность, требова-
тельность к результатам собственной деятельности), оцениваемые по 6-балль-
ной шкале (от «развито хорошо» до «сведений нет»).
Тест вербальной креативности (RAT) (С. Медник)215
Предназначена для диагностики вербальной креативности, которая опреде-
ляется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В качестве сти-
мульного материала в тексте используются 40 словесных триад (случайная –
гора – долгожданная, певец – Америка – тонкий, гость – случайно – вокзал и
др.), к которым необходимо найти еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с
каждым из трех предложенных слов. Например, часы – скрипка – единство –
мастер; громкая – правда – медленно – говорить. Тест адаптирован для старше-
классников Л. Г. Алексеевой и Т. В. Галкиной.
212 Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – С. 421–427.
213 Там же. С. 428–431.
214 Там же. С. 432–434.
215 Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – С. 82–91.
216