Page 216 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 216
лирует над другими, определяя философию жизни этого человека. Тест помо-
гает выделить шесть типов личности: теоретический тип (основным смыслом
жизни считает постижение истины или ее поиск, в жизни обычно выбирает
фундаментальные науки, подходит к жизни рационально и критически); эконо-
мический тип (превыше всего в жизни этот человек ценит то, что приносит вы-
году и прибыль; эстетический тип (ценит в жизни все возвышенное и прекрас-
ное, для него более важна форма, чем содержание); социальный тип (считают,
что самое главное в жизни – это любовь окружающих людей и что человече-
ские отношения должны строиться только на любви тесно связаны с религи-
озными ценностями, но не фанатичны); политический тип (характеризуется
жаждой власти, славы, известности, влияния, свою профессию выбирают так,
чтобы все эти ценности можно было реализовать если не с помощью полити-
ческой карьеры, то в любой другой сфере, где это возможно); религиозный тип
(люди этого типа понимают ценности однозначно и ясно, главной целью такой
личности является служение Богу или высшему идеалу, в зависимости от того,
где эти люди живут и как понимают религиозные идеи).
Методика «Пословицы» (С. М. Петрова)
Помогает определить уровень нравственной воспитанности подростков и
выяснить особенности их ценностных отношений к жизни, людям, самим себе.
Опрашиваемым предлагается 60 пословиц и 5-балльная шкала оценки степени
согласия с ними. В первом варианте оценивается каждая пословица, во вто-
ром – выбирается одна пословица из двух.206
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова)
Направлен на выявление нравственной воспитанности подростков. Состо-
ит из 31 вопроса с тремя вариантами ответов.207
Методика «Ситуация выбора» (Л. В. Байбородова)208
Предназначена для выяснения направленности личности учащихся. Ребя-
там предлагается провести вечер творчества и для этого выбрать предмет сво-
ей деятельности (разработка программы вечера, изготовление подарков для
детей детского дома, овладение навыками самообороны, изготовление украше-
ний для вечернего платья и др. При следующем проведении подобного вече-
ра детям снова предлагаются виды деятельности. Сопоставление результатов
выбора подростками занятий в нескольких ситуациях позволяет определить
ведущие мотивы деятельности: общественные, личностные или престижные.
206 Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. – С. 40–44.
207 Там же. С. 44–51.
208 Там же. С. 56–57.
214