Page 215 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 215

потребностей над материальными); креативность (реализация своих творче-
ских возможностей, стремление изменять окружающую действительность);
активные социальные контакты (установление благоприятных отношений в
различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межлич-
ностных связей, реализация своей социальной роли); собственный престиж
(завоевание своего признания в обществе путем следования определенным со-
циальным требованиям), высокое материальное положение (обращение к фак-
торам материального благополучия как главному смыслу существования); до-
стижение (постановка и решение определенных жизненных задач как главных
жизненных факторов); сохранение собственной индивидуальности (преобла-
дание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита
своей неповторимости и независимости).

    Терминальные или жизненные ценности рассматриваемых в сферах про-
фессиональной жизни, образования, семейной жизни, общественной активно-
сти, увлечений, физической активности.
Ценностный опросник (Ш. Шварц)205

    Направлен на выявление главных ценностей в жизни человека. Предлага-
ется 57 ценностей, разделенных на два списка: в первом даны непосредственно
ценности (равенство, интересная жизнь, свобода, богатство и т.д.), во втором –
качества личности (независимый, преданный, честолюбивый, любознатель-
ный и др.). Шкала ценности включает 8 позиций (7 – исключительно важная
ценность, 6 – очень важная, 5 – достаточно важная, 4 – важная, 3 – не очень
важная, 2 – маловажная, 1 – неважная, 0 – совершенно безразличная, -1 – это
противоположно принципам, которым вы следуете). Итоговые ценностные
ориентации сведены в 10 групп: наслаждение, достижения, социальная власть,
самоопределение, стимуляция, конформизм, универсализм, безопасность, ще-
дрость, поддержка традиций.

Тест ценностных предпочтений (Г. Олпорт, Ф. Вернон, Г. Линдзи)
    Позволяет определить ценностные предпочтения личности. В основу своей

концепции Г. Олпорт положил типологию Э. Шпрангера, который считал, что
убеждения человека, основанные на ценностях жизни, определяют различие и
сходство между людьми. Опираясь на типологию Э. Шпрангера, Олпорт вы-
делил шесть основных типов ценностных ориентаций человека, которые со-
ставляют стержень человеческой личности. Эти типы ценностных ориентаций
присутствуют в каждой личности, но в разной пропорции, и одна из них прева-

205 Выбор профессии: оценка готовности школьников. – С. 132–136; Карандашев Н. К. Мето-
дика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. –
СПб: Речь, 2004. – 69 с.

                                              213
   210   211   212   213   214   215   216   217   218   219   220