Page 217 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 217

Методика «Изучение социализированности личности» (М. И. Рожков)209
    Направлена на выявление уровня социальной адаптированности, активно-

сти, автономности и нравственной воспитанности личности. Учащимся пред-
лагаются 20 суждений, которые необходимо оценить с позиции согласия или
несогласия (к примеру, «я умею прощать людей», «я стремлюсь не ссориться
с товарищами» и др.). Ответы оцениваются по шкале от 0 до 4 баллов (всегда,
почти всегда, иногда, очень редко, никогда). В диагностическом листе учащи-
еся делают пометки. Каждая строчка ответов связана с какой-либо характери-
стикой: социальная адаптированность, автономность, социальная активность,
приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравствен-
ность).

                             8.3. Способности и одаренность
Тесты креативности (Э. П. Торренс)210

    Предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы
и помогают увидеть различные проявления креативности (беглость-скорость,
гибкость, оригинальность, разработанность идей). Используются для иссле-
дования одаренности учащихся, для индивидуализации обучения, разработ-
ки программ для одаренных детей, выявления детей со скрытым творческим
потенциалом. Тесты представляют собой вербальную (словесную), изобрази-
тельную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, которые
должны рассматриваться в комплексе.
Опросник креативности (Д. Джонсон)211

    Фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим са-
мовыражением. Опросник представляет собой контрольный список характе-
ристик творческого мышления и поведения из восьми пунктов, разработанный
специально для идентификации проявлений креативности, доступных внеш-
нему наблюдению. Этот метод экспресс-оценки, предназначенный для психо-
логов. Может применяться педагогом после предварительной консультации со
школьным психологом. Для оценки креативности эксперт должен наблюдать
за социальными взаимодействиями интересующего его лица в той или иной
окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях,
на собрании и т. д.). Данный опросник позволяет также старшекласснику про-
вести самооценку креативности.

209 Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. – С. 71–72.
210 Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – С. 72–78.
211 Там же. С. 78–81.

                                              215
   212   213   214   215   216   217   218   219   220   221   222