Page 214 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 214
Методика диагностики личностного роста (И. В. Кулешова, П. В. Степанов,
Д. В. Григорьев)204
Учащимся 6–8 и 9–11 классов предлагается 91 вопрос. Ответы школьников
распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом ре-
спондентом бланке ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по
каждой шкале. Предлагаемые шкалы позволяют выявить характер отношений
детей: 1) к семье; 2) к Отечеству; 3) к Земле; 4) к миру; 5) к труду; 6) к культуре;
7) к знаниям; 8) к человеку как таковому; 9) к человеку как Другому; 10) к че-
ловеку как к Иному; 11) к своему телесному Я; 12) к своему внутреннему миру,
своему душевному Я; 13) к своему духовному Я.
Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин)
Опросник основывается на двух предположениях: во-первых, что жизнен-
ные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека,
обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых,
что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания
и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его
личности. Тест основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре
человеческих ценностей. Методика позволяет оценить общую выраженность
каждой из восьми терминальных ценностей: собственный престиж, высокое
материальное положение, креативность, активные социальные контакты, раз-
витие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной
индивидуальности. Помимо этого возможно оценить представленность этих
ценностей в различных сферах жизни человека: профессиональной жизни, об-
учения и образования, семейной жизни, общественной жизни, а увлечений. Та-
ким образом, опросник может оценить: 40 показателей выраженности каждой
из 8 ценностей в каждой из 5 сфер жизни – всего 53 показателя.
Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ)
(В. Ф. Сопов – Л. В. Карпушина)
Определяет мотивационно-ценностную структуры личности, служит для
диагностики основных жизненных ценностей человека. Методика возникла
как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики
И. Г. Сенина. Жизненные ценности, диагностируемые МТЖЦ: развитие себя
(познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих
способностей и других личностных характеристик); духовное удовлетворение
(руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных
204 Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. – С. 18–40; Степанов П. В.,
Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. –
М.: АПК И ПРО, 2003. – С. 8–37.
212