Page 213 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 213
Методика «Самооценка волевых качеств личности»
Составлена Т. В. Черниковой и ее коллегами для молодежи в целом на основе
методики Н. Е. Стамбуловой, разработанной для студентов-спортсменов). Дан-
ная методика позволяет оценить уровень развития таких качеств личности, как
целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, са-
мообладание и выдержка, самостоятельность и инициатива.
8.2. Ценностные ориентиры
Тест ценностных предпочтений (Г. Олпорт, Ф. Вернон, Г. Линдзи)
Тест, разработанный в 1931 г. и усовершенствованный в 1951 г., опирается
на теорию Э. Шпрангера, выделившего шесть типов личности на основе на-
правленности ее интересов: теоретический, экономический, эстетический, по-
литический, социальный и религиозный. Сам тест состоит из двух частей. В
первой части испытуемым предлагается выбрать один из двух вариантов отве-
тов на вопрос и оценить степень своего предпочтения; во второй части необхо-
димо распределить по степени предпочтения четыре предложенные варианта
ответов на каждый из вопросов. Результат представляется в виде профиля цен-
ностных предпочтений. Тест обладает хорошими показателями надёжности и
поэтому получил широкое распространение. Вместе с тем, основным недостат-
ком этого теста является ограниченность шестью выделенными чисто теорети-
чески типами направленности ценностных предпочтений. Долгое время этот
тест оставался практически единственной стандартизованной методикой диа-
гностики ценностных ориентации.
Методика ценностных ориентаций (М. Рокич)
Предназначена для изучения ценностных ориентаций личности путем выбо-
ра терминальных (убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуаль-
ного существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальных
(убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности является
предпочтительным в любой ситуации) ценностей. Испытуемому предлагается
расположить по рейтингу два списка ценностей (по 18 в каждом). Методика уни-
версальна, удобна, экономична в проведении обследования и обработке резуль-
татов, однако может предполагать неискренность, поэтому применяется в случае
добровольного согласия опрашиваемого и наличия контакта между психологом
и испытуемым. Рассчитана на людей в возрасте 14 лет и старше без ограничений
по образовательным, социальным и профессиональным признакам.203
203 Ахмеджанов Э. Р. Психологические тексты. – С. 81–84; Педагогическая диагностика в ра-
боте классного руководителя. – С. 18–40; Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика:
коллекция лучших тестов. – С. 262–266.
211