Page 212 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 212
Методика самооценки личности (С. А. Будасси)
Позволяет проводить количественное исследование самооценки личности,
то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности (гордость,
надежность, справедливость, черствость, эгоизм и т.п.), из которых необходи-
мо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность
(«мой идеал») для опрашиваемого.
Методика «Определение структуры темперамента» (В. М. Русалов)200
Методика предназначена для диагностики свойств нервной системы, осо-
бенностей поведения и деятельности для эффективной организации учебно-
го процесса и прогноза успешности в той или иной профессиональной сфере.
Опросник состоит из 105 вопросов и позволяет определить уровень эргично-
сти и социальной эргичности, пластичности и социальной пластичности, тем-
па и социального темпа, эмоциональности и социальной эмоциональности.
Шкала самоэффективности (Р. Шварцер – М. Ерусалем)201
Авторы методики предлагают учащимся выявить степень самоэффектив-
ности, то есть веры в собственные способности и возможность собственного
успеха. Предложенные 10 высказываний типа «если мне что-нибудь мешает, я
все же нахожу пути достижения своей цели», «я обычно могу держать ситуацию
под контролем» и т.п. необходимо соотнести со шкалой ответов (1 – абсолютно
неверно; 2 – едва ли это верно; 3 – скорее всего, верно; 4 – совершенно верно).
Количественные показатели будут говорить о трех уровнях самоэффективно-
сти: высоком, среднем, низком.
Методика «Общий уровень личностного развития школьника»
(Н. Ф. Маслова)202
Предлагаемая автором диагностическая схема состоит из 14 разделов, к
которым классный руководитель собирает информацию. К примеру, о режи-
ме дня школьника, о его кругозоре, темпераменте, отношении к физическому
труду, способностях и т.п. На основании собранного материала можно делать
определенные выводы, выстраивать систему педагогических отношений с уче-
ником, проектировать траекторию его развития.
200 Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / сост.: В. В. Гришин,
П. В. Лушин. – М., 1990.
201 Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности //
Иностранная психология. – 1996. – № 7.
202 Степанов Е. Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельно-
сти. Учебное пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – С. 140–141.
210