Page 211 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 211
контент-аналитической обработкой, т. е. относится к методам пестапдарти-
зованных самоотчетов, имеющих свои плюсы (возможность анализировать
самоописание и самоотношение, выраженное языком самого субъекта) и ми-
нусы (трудность самоописания, неоднозначность интерпретации). Несмотря
на имеющиеся недостатки и кажущуюся простоту, является одним из самых
популярных и востребованных методов исследования различных аспектов и
видов идентичности. С помощью данной методики исследуются половая, ген-
дерная, возрастная, этническая (национальная), семейная, профессиональная,
личностная и другие самоидентичности. Доступность процедуры теста делает
возможным его применение не только в исследовательских, но в психотерапев-
тических, коррекционных целях. Различные модификации методики использу-
ются в практике консультирования и работы тренинговых, психотерапевтиче-
ских групп.
Методика «Шкала самоуважения» (М. Розенберг)198
Личностный опросник для измерения уровня самоуважения. состоит из
10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов, ко-
дируемых в баллах по предложенной схеме: 1) Я чувствую, что я достойный
человек, по крайней мере, не менее чем другие; 2) Я всегда склонен чувствовать
себя неудачником; 3) Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств; 4) Я спо-
собен кое-что делать не хуже, чем большинство; 5) Мне кажется, что мне осо-
бенно нечем гордиться; 6) Я к себе хорошо отношусь; 7) В целом я удовлетворен
собой; 8) Мне бы хотелось больше уважать себя; 8) Иногда я ясно чувствую
свою бесполезность; 10) Иногда я думаю, что я во всем нехорош. За каждый от-
вет тестируемый сам начисляет себе баллы в соответствии с ключом. Уровень
самоуважения равен сумме баллов.
Методика оценки уровня притязаний199
Предназначена для диагностики компонентов мотивационной структуры,
связанной с уровнем притязаний, непосредственно в ходе деятельности. Ис-
следует такие мотивационные элементы, как внутренний мотив, познаватель-
ный мотив, мотив избегания, состязательный мотив, мотив к смене текущей
деятельности, мотив самоуважения. Рассчитана на людей в возрасте от 14 лет
и старше без ограничений по образовательным, социальным и профессиональ-
ным признакам. Опросник состоит из 42 утверждений и заполняется во время
выполнения какого-либо задания.
198 Выбор профессии: оценка готовности школьников. 9–11 классы / С. О. Кропивянская,
П. С. Лернер, О. Д. Пало и др.; под научной ред. члена-корреспондента РАО С. Н. Чистяко-
вой. – М.: ВАКО, 2009. – С. 100–102.
199 Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – С. 253–
261.
209