Page 210 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 210
Предназначается для определения направленности личности человека: лич-
ностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие).
Полученные результаты позволяют учитывать реакции респондента на пред-
полагаемые ситуации, связанные с работой или участием в них других людей, а
также понять, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает.
Оригинальная анкета разработана Бернардом Бассом (Bernard M. Bass) в 1967
году, русскоязычная адаптация сделана Н. Н. Обозовым в 1981 году. Также ши-
рокое распространение получил немного видоизмененный вариант этой мето-
дики авторства чешских психологов Владимира Смекала и Милоша Кучера (V.
Smékala, M. Kučera) в русской адаптации Л. А. Верещагиной (2003). Направлена
на определение преобладающих тенденций направленности личности либо на
себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем. Впервые опублико-
вана в 1967 г. Предназначена прежде всего для детей подросткового и юноше-
ского возраста. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, с тремя вариантами
ответов.
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения
(школа лживости) (Д. Краун – Д. Марлоу)
Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко
включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобре-
нию. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы. Данный тест позво-
ляет оценить желание получить одобрение окружающих в отношении своих
слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой
потребности в общении и наоборот. В опросник включены 20 вопросов типа:
«Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку», «Я
не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде», «Я всегда
внимательно слежу за тем, как я одет» и т.д. Чем выше итоговый показатель,
тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность челове-
ка приукрасить себя, представить себя перед другими как полностью соответ-
ствующего социальным нормам (тем выше готовность человека в одобрении
других, связанная с потребностью в общении). Низкие показатели могут сви-
детельствовать как о непринятии традиционных норм, так и о высокой требо-
вательности к себе.
Методика «Двадцать утверждений», или «Кто я?»
(М. Кун – Т. Макпартленд)
Тест разработан в 1954 г. для изучения установок индивида на себя и широ-
ко используется для выявления содержательных характеристик идентичности:
прежде всего когнитивных, а также ценностно-мотивационных, аффективных,
поведенческих. Представляет собой свободные самоописания с последующей
208