Page 200 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 200
Уровни развития коллектива Алгоритм деятельности классного руководителя
и других педагогов
– дети, заинтересованные в сплоче- (староста, физорг, дежурный по школе, журна-
нии коллектива, делают первые робкие лист, эколог и др.);
шаги в направлении его сплочения, со- – разработка и реализация первых коллектив-
вершают ошибки, так как не имеют до- ных дел (проектов);
статочного опыта совместной работы; – привлечение родителей к реализации класс-
– между отдельными членами коллек- ных проектов;
тива могут быть как дружеские, так и – представление отдельных команд от класса на
конфликтные отношения; общешкольных мероприятиях;
– по своей инициативе дети редко при- – коллективная оценка и самооценка деятель-
ходят на помощь другому; ности созданных групп и отдельных выбранных
– существуют замкнутые приятельские лиц;
группировки, которые мало общаются – консультирование детей по актуальным для
друг с другом и нередко ссорятся; них проблемам;
– хорошего организатора коллектива – организация несложных общих дел (уход за
пока нет, так как по-настоящему его не- растениями в классе);
кому поддержать – организация мероприятий досуговой направ-
ленности, позволяющих частично сблизить чле-
нов коллектива (дискотека, день именинника,
поход выходного дня, чаепитие в праздничные
дни);
– привлечение детей к оформлению класса, в
котором они проводят большую часть времени;
– создание инициативной группы, организую-
щей досуговую деятельность класса;
– проведение «свечки» (коллективной встречи с
разговором «за жизнь»)
3. «Мерцающий маяк»: – совместное с детьми планирование меропри-
– в классе есть устойчивая группа, чле- ятий в классе;
ны которой хотят взаимодействовать, – опора на группу актива;
помогать друг другу; – включение детей в коллективную проектную
– эта группа выделяется своей индиви- деятельность;
дуальностью на фоне остальных групп; – определение совместно с детьми приоритет-
– в группе есть «авторитеты», выступа- ного направления деятельности класса во вне-
ющие в роли организаторов, актива, но урочное время;
которым не всегда хватает настойчиво- – организация классных мероприятий, позво-
сти и сил для преодоления трудностей; ляющих сблизить детей (день именинника, экс-
– группа проявляет всплески активно- курсии, поход выходного дня, танцевальный
сти, но не все подчиняются коллектив- вечер – дискотека, посещение театров, кино,
ным требованиям; филармонии, музеев);
– членам группы и всей группе в целом – привлечение детей в командные виды деятель-
еще не хватает инициативности ности (спортивные соревнования между класса-
ми, конкурсы художественной самодеятельно-
сти, интеллектуальные состязания);
– привлечение специалистов (социального пе-
дагога, психолога) в случае возникновения кон-
фликтных ситуаций в классе;
198