Page 200 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 200

Уровни развития коллектива               Алгоритм деятельности классного руководителя
                                                            и других педагогов

– дети, заинтересованные в сплоче-       (староста, физорг, дежурный по школе, журна-
нии коллектива, делают первые робкие     лист, эколог и др.);
шаги в направлении его сплочения, со-    – разработка и реализация первых коллектив-
вершают ошибки, так как не имеют до-     ных дел (проектов);
статочного опыта совместной работы;      – привлечение родителей к реализации класс-
– между отдельными членами коллек-       ных проектов;
тива могут быть как дружеские, так и     – представление отдельных команд от класса на
конфликтные отношения;                   общешкольных мероприятиях;
– по своей инициативе дети редко при-    – коллективная оценка и самооценка деятель-
ходят на помощь другому;                 ности созданных групп и отдельных выбранных
– существуют замкнутые приятельские      лиц;
группировки, которые мало общаются       – консультирование детей по актуальным для
друг с другом и нередко ссорятся;        них проблемам;
– хорошего организатора коллектива       – организация несложных общих дел (уход за
пока нет, так как по-настоящему его не-  растениями в классе);
кому поддержать                          – организация мероприятий досуговой направ-
                                         ленности, позволяющих частично сблизить чле-
                                         нов коллектива (дискотека, день именинника,
                                         поход выходного дня, чаепитие в праздничные
                                         дни);
                                         – привлечение детей к оформлению класса, в
                                         котором они проводят большую часть времени;
                                         – создание инициативной группы, организую-
                                         щей досуговую деятельность класса;
                                         – проведение «свечки» (коллективной встречи с
                                         разговором «за жизнь»)

3. «Мерцающий маяк»:                     – совместное с детьми планирование меропри-
– в классе есть устойчивая группа, чле-  ятий в классе;
ны которой хотят взаимодействовать,      – опора на группу актива;
помогать друг другу;                     – включение детей в коллективную проектную
– эта группа выделяется своей индиви-    деятельность;
дуальностью на фоне остальных групп;     – определение совместно с детьми приоритет-
– в группе есть «авторитеты», выступа-   ного направления деятельности класса во вне-
ющие в роли организаторов, актива, но    урочное время;
которым не всегда хватает настойчиво-    – организация классных мероприятий, позво-
сти и сил для преодоления трудностей;    ляющих сблизить детей (день именинника, экс-
– группа проявляет всплески активно-     курсии, поход выходного дня, танцевальный
сти, но не все подчиняются коллектив-    вечер – дискотека, посещение театров, кино,
ным требованиям;                         филармонии, музеев);
– членам группы и всей группе в целом    – привлечение детей в командные виды деятель-
еще не хватает инициативности            ности (спортивные соревнования между класса-
                                         ми, конкурсы художественной самодеятельно-
                                         сти, интеллектуальные состязания);
                                         – привлечение специалистов (социального пе-
                                         дагога, психолога) в случае возникновения кон-
                                         фликтных ситуаций в классе;

                                         198
   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205