Page 195 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 195

• педагог создает особую творческую атмосферу, становясь в позицию еди-
номышленника, соратника, человека ищущего, советующегося, не имеющего
заведомо готовых решений;

    • он с неподдельным интересом встречает находки, предложения своих пи-
томцев и может сказать кому-то: «Сегодня ты гений!»;

    • не боится некоторой анархии, раскованности детей, ведь творчество по
сути своей чуждо регламентированности, не терпит зажатости ученика.

    Особое место в трудах современных педагогов, когда чрезвычайно актуален
переход от авторитарной педагогики к гуманистической, занимает проблема
индивидуального подхода к ребенку. По мнению Е. С. Рабунского, такой подход
подразумевает следующее:

    • изучение целостной личности школьника (выявление его творческого сво-
еобразия и пробелов в знаниях, установление причин последних);

    • условное отнесение ученика к определенной группе типологии школьни-
ков и проектирование основного направления индивидуальной работы с ним;

    • поиск первоочередных мер-заданий в индивидуальной работе с учеником
с помощью их классификации;

    • уточнение основного направления индивидуальной работы, применение
в ее динамике наиболее рациональных приемов при всемерной активизации
самостоятельной деятельности ученика;

    • анализ и обобщение проделанной работы.179
    Термин «индивидуальный подход» тесно связан с таким термином, как «пе-
дагогический такт». В достаточно «старой» по году издания, но актуальной до
настоящего времени книге И. В. Страхова представлены основные признаки
педагогического такта:
    • естественность;
    • простота обращения без фамильярности;
    • искренность тона, лишенная всякой фальши;
    • доверие к учащемуся без попустительства;
    • просьба без упрашивания;
    • советы и рекомендации без навязчивости;
    • требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
    • серьезность тона без натянутости в отношениях;
    • ирония и юмор, лишенные унижающей насмешливости;
    • требовательность без мелкой придирчивости;
    • деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
    • твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздей-
ствий без необоснованной отмены требования;
    • развитие самостоятельности без мелочной опеки;

179 Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – С. 25.

                                              193
   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200