Page 195 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 195
• педагог создает особую творческую атмосферу, становясь в позицию еди-
номышленника, соратника, человека ищущего, советующегося, не имеющего
заведомо готовых решений;
• он с неподдельным интересом встречает находки, предложения своих пи-
томцев и может сказать кому-то: «Сегодня ты гений!»;
• не боится некоторой анархии, раскованности детей, ведь творчество по
сути своей чуждо регламентированности, не терпит зажатости ученика.
Особое место в трудах современных педагогов, когда чрезвычайно актуален
переход от авторитарной педагогики к гуманистической, занимает проблема
индивидуального подхода к ребенку. По мнению Е. С. Рабунского, такой подход
подразумевает следующее:
• изучение целостной личности школьника (выявление его творческого сво-
еобразия и пробелов в знаниях, установление причин последних);
• условное отнесение ученика к определенной группе типологии школьни-
ков и проектирование основного направления индивидуальной работы с ним;
• поиск первоочередных мер-заданий в индивидуальной работе с учеником
с помощью их классификации;
• уточнение основного направления индивидуальной работы, применение
в ее динамике наиболее рациональных приемов при всемерной активизации
самостоятельной деятельности ученика;
• анализ и обобщение проделанной работы.179
Термин «индивидуальный подход» тесно связан с таким термином, как «пе-
дагогический такт». В достаточно «старой» по году издания, но актуальной до
настоящего времени книге И. В. Страхова представлены основные признаки
педагогического такта:
• естественность;
• простота обращения без фамильярности;
• искренность тона, лишенная всякой фальши;
• доверие к учащемуся без попустительства;
• просьба без упрашивания;
• советы и рекомендации без навязчивости;
• требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
• серьезность тона без натянутости в отношениях;
• ирония и юмор, лишенные унижающей насмешливости;
• требовательность без мелкой придирчивости;
• деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
• твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздей-
ствий без необоснованной отмены требования;
• развитие самостоятельности без мелочной опеки;
179 Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – С. 25.
193