Page 201 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 201
Уровни развития коллектива Алгоритм деятельности классного руководителя
4. «Алый парус»: и других педагогов
– в классе действует принцип «один за
всех, и все за одного»; – использование возможностей школьной служ-
– дружеское участие и заинтересован- бы примирения;
ность делами друг друга сочетаются с – создание ситуации успеха для детей (вовле-
принципиальностью и взаимной тре- чение их в посильную для них деятельность, в
бовательностью; которой они будут успешны)
– у большинства членов коллектива – вовлечение детей в разработку и реализацию
есть гордость за свой коллектив; коллективных социальных проектов;
– все переживают, когда коллектив по- – создание внутриклассных коллективов (на-
стигают неудачи; пример, волонтерского отряда, команды дево-
– члены коллектива живо интересу- чек по аэробике, агитбригады, песенного кол-
ются делами других коллективов, даже лектива, театральной группы и т.д.);
соседних, и даже готовы прийти им на – проведение классных часов по обсуждению
помощь в случае необходимости; проблем, актуальных для детей;
– коллектив сплочен, но бывают от- – организация коллективных путешествий по
дельные размолвки (бури); стране с привлечением родителей;
– членам коллектива не всегда хватает – мотивирование класса к участию в общеш-
мужества признать свои ошибки кольных акциях «За здоровый образ жизни»,
5. «Горящий факел»: «Милосердие» (помощь престарелым людям»,
– в коллективе есть тесная дружба, от- «Зеленый город» (экологические десанты),
личное взаимопонимание, деловое «Друзья наши меньшие» (помощь приютам для
сотрудничество, ответственность каж- животных, забота о бездомных животных);
дого не только за себя, но и за других; – организация лыжных прогулок в лес, турист-
– члены коллектива готовы бескорыст- ских походов с распределением ролей и меры
но прийти на помощь; ответственности каждого члена коллектива;
– каждый член коллектива может при- – поддержка детей – участников фестивалей,
знать свои ошибки; конкурсов, олимпиад, продвижение макарен-
– все разногласия обсуждаются, и со- ковской идеи о том, что личный успех – это
обща принимается необходимое верное успех отдельного человека, а успех коллектива
решение – это заслуга каждого его члена
– совместная с детьми организация массовых
коллективных дел (акции, туристические похо-
ды, поездки по стране);
– объединение детей для разработки и реализа-
ции актуальных для них проектов;
– привлечение всего класса к решению важных
проблем в классе;
– поддержка таких форм работы, как «скажи
мне о себе» или «я скажу тебе…»;
– организация шефства над младшим классом;
– сопровождение деятельности органов класс-
ного самоуправления;
– поддержка и сохранение сложившейся систе-
мы взаимоотношений членов коллектива, тра-
диций класса;
– систематическая диагностика коллектива (см.
раздел 8)
199