Page 201 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 201

Уровни развития коллектива        Алгоритм деятельности классного руководителя
4. «Алый парус»:                                               и других педагогов
– в классе действует принцип «один за
всех, и все за одного»;                  – использование возможностей школьной служ-
– дружеское участие и заинтересован-     бы примирения;
ность делами друг друга сочетаются с     – создание ситуации успеха для детей (вовле-
принципиальностью и взаимной тре-        чение их в посильную для них деятельность, в
бовательностью;                          которой они будут успешны)
– у большинства членов коллектива        – вовлечение детей в разработку и реализацию
есть гордость за свой коллектив;         коллективных социальных проектов;
– все переживают, когда коллектив по-    – создание внутриклассных коллективов (на-
стигают неудачи;                         пример, волонтерского отряда, команды дево-
– члены коллектива живо интересу-        чек по аэробике, агитбригады, песенного кол-
ются делами других коллективов, даже     лектива, театральной группы и т.д.);
соседних, и даже готовы прийти им на     – проведение классных часов по обсуждению
помощь в случае необходимости;           проблем, актуальных для детей;
– коллектив сплочен, но бывают от-       – организация коллективных путешествий по
дельные размолвки (бури);                стране с привлечением родителей;
– членам коллектива не всегда хватает    – мотивирование класса к участию в общеш-
мужества признать свои ошибки            кольных акциях «За здоровый образ жизни»,
5. «Горящий факел»:                      «Милосердие» (помощь престарелым людям»,
– в коллективе есть тесная дружба, от-   «Зеленый город» (экологические десанты),
личное взаимопонимание, деловое          «Друзья наши меньшие» (помощь приютам для
сотрудничество, ответственность каж-     животных, забота о бездомных животных);
дого не только за себя, но и за других;  – организация лыжных прогулок в лес, турист-
– члены коллектива готовы бескорыст-     ских походов с распределением ролей и меры
но прийти на помощь;                     ответственности каждого члена коллектива;
– каждый член коллектива может при-      – поддержка детей – участников фестивалей,
знать свои ошибки;                       конкурсов, олимпиад, продвижение макарен-
– все разногласия обсуждаются, и со-     ковской идеи о том, что личный успех – это
обща принимается необходимое верное      успех отдельного человека, а успех коллектива
решение                                  – это заслуга каждого его члена
                                         – совместная с детьми организация массовых
                                         коллективных дел (акции, туристические похо-
                                         ды, поездки по стране);
                                         – объединение детей для разработки и реализа-
                                         ции актуальных для них проектов;
                                         – привлечение всего класса к решению важных
                                         проблем в классе;
                                         – поддержка таких форм работы, как «скажи
                                         мне о себе» или «я скажу тебе…»;
                                         – организация шефства над младшим классом;
                                         – сопровождение деятельности органов класс-
                                         ного самоуправления;
                                         – поддержка и сохранение сложившейся систе-
                                         мы взаимоотношений членов коллектива, тра-
                                         диций класса;
                                         – систематическая диагностика коллектива (см.
                                         раздел 8)

                                         199
   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205   206