Page 197 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 197
надзиравшие за нравственностью (Устав 1871 г.).182 Для записей проступков
учащихся гимназий, духовных семинарий, кадетских корпусов существовал
особый журнал – кондуит (фр. conduite – поведение).
После 1917 г. эти должности были отменены, и воспитательная работа с
учащимися была возложена на всех учителей. В школах активно внедрялось
ученическое самоуправление. В 1920-е гг., в условиях единой трудовой шко-
лы и бригадно-лабораторного метода обучения, отдельные учителя стали
назначаться руководителями групп и получили название групповодов, или
классоводов.183 Прежде всего они осуществляли контроль за посещением и
успеваемостью учеников, сопровождали учеников (группу) на различные
мероприятия, выполняли хозяйственные и другие функции. В ноябре 1931 г.
Наркомат просвещения РСФСР утвердил инструкцию для групповода, в ко-
торой определялись его основные функции и задачи.
В 1930-е гг., в условиях строительства социалистического общества, зна-
чительно возросла роль коммунистического воспитания. Постановлением
ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»
от 25 августа 1932 г. в обязанность заведующим школами и педагогам вменя-
лось «повести настойчивую воспитательную работу, борясь с нарушающими
порядок в школе проступками учащихся. Привлекая к этому делу обществен-
ные организации, родителей, комсомольские и пионерские организации».184
В 1934 г. после переименования ученических групп в классы групповоды стали
называться классными руководителями.185 28 июня 1934 г. Наркомпрос РФ ут-
вердил первое Положение о классном руководителе. Согласно этому положе-
нию классный руководитель назначался директором школы из числа лучших и
наиболее опытных учителей IV–Х классов. Основные его функции и обязанно-
сти сформулированы в Уставе средней общеобразовательной школы. В после-
дующий период руководящими органами страны в сфере просвещения были
приняты документы, определяющие задачи и функционал классных руководи-
телей в связи с задачами советской школы: в 1960 г. – Положение о классном
руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой поли-
технической школы с производственным обучением, в 1975 г. – методическое
письмо Министерства просвещения СССР «О работе классного руководителя».
182 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 121.
183 Корябкина Е. В. Становление и развитие института классного руководства в России.
184 Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. Постановление ЦК
ВКП(б) от 25 августа 1932 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа.
Сб. документов. 1917–1973 гг. Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литви-
нов. – М.: Педагогика, 1974. – С. 163.
185 О структуре начальной и средней школы в СССР. Постановление СНК Союза ССР и ЦК
ВКП (б) от 15 мая 1934 // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб.
документов. 1917–1973 гг. Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литви-
нов. – М.: Педагогика, 1974. – С. 167.
195