Page 196 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 196

• быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешно-
сти и опрометчивых решений; внимательность к ученику без подчеркивания
своего контроля;

    • спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключаю-
щая безразличие и излишнюю возбудимость;

    • ведение беседы с учащимися без навязчивого дидактизма и морализиро-
вания.180

    Анализируя указанные признаки, можно вспомнить известную латинскую
пословицу «est modus in rebus» (есть мера в вещах), то есть именно мера в раз-
носторонних отношениях педагога и воспитанника является главным призна-
ком педагогического такта, который необходим не только в работе с конкрет-
ным ребенком, но и группой детей, детским коллективом.

        7.3. О роли классного руководителя в воспитательном процессе
               7.3.1. Из истории классного наставничества в России

    История классного руководства насчитывает уже два столетия. В 1813 году
Министерством народного просвещения было издано постановление об орга-
низации комнатных надзирателей при пансионах институтах. Комнатный над-
зиратель должен был владеть французским и немецким языками, определенной
подготовкой, нравственным поведением. Непосредственными обязанностями
комнатных надзирателей было наблюдение за учащимися, пребывание с ними
ночью, наблюдение за чистотой, посещение занятий в классах, изучение каж-
дого воспитанника, его наклонностей и способностей, поведения и характера.
Он должен был помогать учащимся в подготовке уроков, занимать свободное
время воспитанников, следить за тем, чтобы учащиеся не поддавались дурному
влиянию.181

    По Уставу гимназий 1864 в каждой гимназии учреждалось по две должности
воспитателей с высшим образованием: одна для низших, другая для высших
классов. Уставы гимназий (1871) и реальных училищ (1872) учреждали долж-
ности классных наставников (по одной на каждый класс), обязанности которых
должны были выполнять штатные преподаватели, получавшие за это надбав-
ку к основному жалованью. Были также учреждены должности их помощни-
ков – классных надзирателей. С появлением женского образования в России
появились и классные дамы – воспитательницы в гимназиях и прогимназиях,

180 Страхов И. В. Психология педагогического такта. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та,
1966. – С. 16.
181 Корябкина Е. В. Становление и развитие института классного руководства в России //
Человек и образование. – 2011. – № 3. – С. 26.

                                              194
   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200   201