Page 198 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 198
В 1989 г. широко обсуждался проект освобождённого классного руководителя,
предложенный О. С. Газманом, отстаивавшем идею освобождения педагога от
учебной нагрузки, чтобы направить всю его деятельность на индивидуальное
воспитание обучающихся.
Основным ориентиром для классных руководителей в современной России
являются методические рекомендации об осуществлении функций классного
руководителя педагогическими работниками государственных общеобразова-
тельных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных об-
щеобразовательных учреждений, утверждённые приказом Минобрнауки Рос-
сии от 3 февраля 2006 г. № 21 (с изменениями и дополнениями).
7.3.2. Цели и задачи классного руководителя в современной школе
По мнению профессора Е. Н. Степанова, воспитательная система класса –
это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного
сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокуп-
ность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию лично-
сти и коллектива.186 Известный специалист в области воспитания Н. Е. Щурко-
ва выделяет пять центральных задач классного руководителя:
1. Создание благоприятного социально-психологического климата в учеб-
ной группе (классе) на основе принципа гуманистических взаимоотношений,
утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества
детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности.
2. Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельно-
сти во имя разностороннего развития молодого человека, вступающего во все
более пестрый спектр социальных отношений, так чтобы разные виды деятель-
ности (познавательная, преобразовательная, общения, художественная) вклю-
чали каждого школьника в широкое взаимодействие с миром.
3. Организация духовной деятельности детей в ее особенной роли осмысле-
ния жизни как таковой, общественной и личной, общечеловеческой и космиче-
ской, а также автономной жизни личностного «Я».
4. Организация педагогической поддержки школьника и педагогического
индивидуального корректива его жизнедеятельности во имя реализации всех
потенциальных творческих способностей каждого воспитанника.
5. Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как предста-
вителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи,
школьного коллектива и индивидуальности, отличной от другого «Я», но спо-
собной жить только в содружестве.187
186 Дик Н. Ф., Сгибнева Е. П. Как воспитывать ребят без напряг и передряг: оригинальные
методы воспитательной работы в 8–11 классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 12.
187 Профессиональное мастерство классного руководителя. – М.: Айрис-пресс, 2007. – С. 4–5.
196