Page 199 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 199
Отметим, что в первой позиции речь идет о сплочении коллектива, со-
здание которого по мнению А. С. Макаренко, играет самую главную роль в
процессе воспитания. В этой связи не устарели труды А. Н. Лутошкина (1935–
1979), разрабатывающего теорию коллектива на основе реальной практики.188
Он выделяет несколько уровней развития коллектива, характеристика кото-
рых представлена в столбце 1 (табл. 13).189 Педагогический опыт автора дан-
ного пособия, в том числе и опыт классного руководства, позволяет расши-
рить интерпретацию данных уровней и предложить алгоритм деятельности
классного руководителя и учителей-предметников, работающих в том или
ином классе. Конечно, современные дети очень сильно отличаются от пио-
неров и комсомольцев 1970-х гг., но реальная практика показывает, что при
всей своей независимости, самостоятельности, зацикленности на смартфоны
и Интернете, малом опыте человеческого общения они нуждаются в друзьях,
понимании со стороны взрослых и даже коллективной деятельности.
Таблица 13
Уровни развития коллектива (по Л. Н. Лутошкину)
и содержание деятельности классного руководителя
Уровни развития коллектива Алгоритм деятельности классного руководителя
1. «Песчаная россыпь»: и других педагогов
– дети не знакомы друг с другом (не хо-
тят или не решаются познакомиться); – диагностика личностных особенностей детей
– каждый человек в классе существует (см. раздел 8);
отдельно от других; – выявление способностей и интересов детей;
– дети не имеют общих интересов и дел; – тренинги знакомства;
– группа существует формально, не – тренинги общения;
принося радости и удовлетворения тем, – выявление детей, которые хотят изменить си-
кто в нее входит туацию в классе;
– знакомство с родителями детей, выяснение
2. «Мягкая глина»: обстановки, в которой воспитываются дети;
– дети уже знакомы, и некоторые из них – ознакомление детей с правилами жизни обра-
готовы сделать шаг навстречу другим зовательного учреждения (Устав, правила вну-
членам коллектива; треннего распорядка и др.);
– беседы о воспитании, нормах поведения, эти-
кете и т. п.
– обсуждение с детьми и утверждение модели
органа самоуправления в классе;
– распределение обязанностей групп (комиссий,
комитетов или министерств) и отдельных лиц
188 Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива. – М.: Педагогика,
1988; Он же. Как вести за собой. – М.: Педагогика, 1982.
189 Дик Н. Ф. Новые стандарты второго поколения в 5–7 классах. Классные часы, практики,
тесты, методики. – Ростов н/Д, 2008. – С. 29–31.
197