Page 199 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 199

Отметим, что в первой позиции речь идет о сплочении коллектива, со-
здание которого по мнению А. С. Макаренко, играет самую главную роль в
процессе воспитания. В этой связи не устарели труды А. Н. Лутошкина (1935–
1979), разрабатывающего теорию коллектива на основе реальной практики.188
Он выделяет несколько уровней развития коллектива, характеристика кото-
рых представлена в столбце 1 (табл. 13).189 Педагогический опыт автора дан-
ного пособия, в том числе и опыт классного руководства, позволяет расши-
рить интерпретацию данных уровней и предложить алгоритм деятельности
классного руководителя и учителей-предметников, работающих в том или
ином классе. Конечно, современные дети очень сильно отличаются от пио-
неров и комсомольцев 1970-х гг., но реальная практика показывает, что при
всей своей независимости, самостоятельности, зацикленности на смартфоны
и Интернете, малом опыте человеческого общения они нуждаются в друзьях,
понимании со стороны взрослых и даже коллективной деятельности.

                                                                      Таблица 13
Уровни развития коллектива (по Л. Н. Лутошкину)
и содержание деятельности классного руководителя

          Уровни развития коллектива        Алгоритм деятельности классного руководителя
1. «Песчаная россыпь»:                                         и других педагогов
– дети не знакомы друг с другом (не хо-
тят или не решаются познакомиться);      – диагностика личностных особенностей детей
– каждый человек в классе существует     (см. раздел 8);
отдельно от других;                      – выявление способностей и интересов детей;
– дети не имеют общих интересов и дел;   – тренинги знакомства;
– группа существует формально, не        – тренинги общения;
принося радости и удовлетворения тем,    – выявление детей, которые хотят изменить си-
кто в нее входит                         туацию в классе;
                                         – знакомство с родителями детей, выяснение
2. «Мягкая глина»:                       обстановки, в которой воспитываются дети;
– дети уже знакомы, и некоторые из них   – ознакомление детей с правилами жизни обра-
готовы сделать шаг навстречу другим      зовательного учреждения (Устав, правила вну-
членам коллектива;                       треннего распорядка и др.);
                                         – беседы о воспитании, нормах поведения, эти-
                                         кете и т. п.
                                         – обсуждение с детьми и утверждение модели
                                         органа самоуправления в классе;
                                         – распределение обязанностей групп (комиссий,
                                         комитетов или министерств) и отдельных лиц

188 Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива. – М.: Педагогика,
1988; Он же. Как вести за собой. – М.: Педагогика, 1982.
189 Дик Н. Ф. Новые стандарты второго поколения в 5–7 классах. Классные часы, практики,
тесты, методики. – Ростов н/Д, 2008. – С. 29–31.

                                              197
   194   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204