Page 194 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 194
вали на работу свои лучшие костюмы), хотя костюм – совсем не обязательный
атрибут;
• учитель дорожит каждой минутой на уроке, не сбивается на разговоры «за
жизнь», если только ему самому это не кажется в данный момент педагогиче-
ски целесообразным.
Классный руководитель:
• на первом месте в деятельности стоят воспитательные задачи;
• уверенность в решении классным коллективом любых задач остается, но
деловой стиль несколько уходит на задний план;
• общение с детьми построено на задушевности, камерности, исповедаль-
ности;
• педагог охотно пускает воспитанников в свой внутренний мир;
• беседует с каждым так, чтобы поднять его самоуважение;
• подчеркнуто не считается со временем;
• дает почувствовать свою заинтересованность в судьбе каждого члена дет-
ского коллектива;
• хорошо ощущает лицо класса: преобладающие интересы, стиль взаимоот-
ношений;
• может легко осуществить подстройку, быстро найти общий язык с любым
контингентом учащихся;
• педагогическое изящество здесь заключается в тонком чувстве меры;
фальши при такой подстройке быть не должно.
Консультант органа ученического самоуправления:
• решает организационно-воспитательные задачи;
• стиль общения деловой, но не допускающий никакого педантизма и фор-
мализма;
• учитель здесь как бы «уходит в подполье», уступая место старшему това-
рищу, ненавязчиво осуществляющему связь традиций, форм и методов обще-
ственной работы, ищущему вместе с ребятами решение любого вопроса;
• педагог в этой роли никогда не «давит авторитетом», не приходит в уныние,
если принимаемое большинством решение не соответствует его точке зрения;
• в нужных случаях он оставляет за собой право апеллировать к вышестоя-
щей инстанции или к общешкольному собранию.
Руководитель творческого объединения (научное общество, кружок, сту-
дия):
• в этой роли наиболее важным является возбуждение в учениках творче-
ских потенций, их самораскрытие;
• при решении таких задач на первое место выдвигаются интуиция, импро-
визация, «мозговой штурм»;
192