Page 193 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 193
4. Педагог – субъект взаимодействия с семьей, представителями социума,
социальными общностями (институтами), выходящими на ребенка, с целью
активизации их воспитательного потенциала. В основе данной субъектности
лежит его готовность и способность:
• постоянно обновлять свои знания о жизни воспитанников в семье, среди
сверстников, о состоянии окружающей их социальной среды;
• поддерживать положительную направленность семьи на воспитание ре-
бенка; компенсировать возможные негативные проявления семейного воспи-
тания;
• организовывать совместную деятельность педагогов, родителей и детей в
условиях воспитательной системы школы;
• сотрудничать в решении воспитательных задач с социальными педагога-
ми, психологами, педагогами дополнительного образования, медицинскими
работниками, работниками учреждений культуры, спорта и т. д.;
• защищать интересы детей, содействовать реабилитации ребенка, ока-
завшегося в условиях конфликтного социума.
Педагог-практик и ученый Е. А. Ямбург пишет о том, что учитель, как и лю-
бой человек, играет множество ролей, и в каждой из них он должен выделять
ведущие принципы взаимоотношений с воспитанниками Педагогическое ма-
стерство, по его мнению, заключается в педагогическом перевоплощении на
основе нескольких позиций: понимании специфики решения педагогических
задач в каждой роли; выделении ведущего стиля общения в каждой данной со-
циальной роли; умении, мобилизуя свой опыт и эмоциональную память, на-
строить себя на нужный стиль взаимоотношений в зависимости от ситуации;
осознании диалектической связи этих ролей – их относительной изолирован-
ности и взаимопроникновения. Он же дает описание основных внутрипрофес-
сиональных ролей, которые приходится играть педагогу.178
Учитель-предметник:
• основная задача – передача знаний, формирование умений и навыков;
• перед учащимися должен предстать образ человека, фанатично преданно-
го своей науке, не терпящего легкомысленного отношений к ней;
• наука на уроке – бог;
• стиль общения – деловой, подчас не чуждый некоторого педантизма;
• настрой – бодрый, оптимистичный;
• учитель как бы не допускает мысли, что кто-то может не любить его предмет
или не справиться со сложной учебной задачей, и его уверенность передается
классу;
• внешний вид подчеркивает специфику роли: подтянутость, никакой не-
брежности в одежде (в колонии у А. С. Макаренко педагоги по традиции наде-
178 Ямбург Е. А. Педагогический ансамбль школы. – С. 18–20.
191