Page 191 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 191

ливо требовать, чтобы все ученики показывали одинаковые успехи в одном и
том же предмете).176

    Спустя век, коллектив советских ученых-педагогов под руководством
Л. И. Новиковой акцентировал внимание на том, что деятельностная позиция
педагога как воспитателя в условиях воспитательной системы школы может
быть охарактеризована как полисубъектная и предлагает свое видение данной
полисубъектности:177

    1. Педагог – субъект воспитательного влияния во взаимодействии (прямом
и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы, что предполага-
ет его готовность и способность:

    • строить общение с детьми на основе гуманистических принципов: диало-
гичности, эмпатического понимания, доверия к возможностям и способностям
ребенка, безоценочного отношения к нему как суверенной личности, конгруэт-
ного самовыражения (открытости для ребенка нравственных убеждений, лич-
ностных ценностей, интересов учителя);

    • выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую на
основе отношений сотрудничества и сотворчества;

    • создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в трудовой,
игровой, художественной и других видах деятельности детей;

    • раскрывать и реализовывать воспитательный потенциал процесса обуче-
ния (через содержание образования, форму и методы обучения), предметно-э-
стетической среды, окружающей детей;

    • взаимодействовать со школьниками как субъектами школьного самоу-
правления, содействовать становлению их рефлексивной позиции в воспита-
тельной системе школы;

    • поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самореабилитации,
ценностно-смыслового поиска ребенка, организуя необходимую групповую и
индивидуальную работу;

    • представлять реальные возможности для личностной самореализации,
жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы
школы;

    • транслировать гуманистическую культуру отношений человека к себе, к
окружающему миру;

    • быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.
    2. Педагог – субъект личностного и профессионального развития себя (само-
развития) как воспитателя, что предполагает его готовность и способность:

176 Дистервег Ф. Руководство к образованию немецких учителей // Мудрость великих педа-
гогов. – С. 81–104.
177 Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – С. 104–108.

                                              189
   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195   196