Page 191 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 191
ливо требовать, чтобы все ученики показывали одинаковые успехи в одном и
том же предмете).176
Спустя век, коллектив советских ученых-педагогов под руководством
Л. И. Новиковой акцентировал внимание на том, что деятельностная позиция
педагога как воспитателя в условиях воспитательной системы школы может
быть охарактеризована как полисубъектная и предлагает свое видение данной
полисубъектности:177
1. Педагог – субъект воспитательного влияния во взаимодействии (прямом
и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы, что предполага-
ет его готовность и способность:
• строить общение с детьми на основе гуманистических принципов: диало-
гичности, эмпатического понимания, доверия к возможностям и способностям
ребенка, безоценочного отношения к нему как суверенной личности, конгруэт-
ного самовыражения (открытости для ребенка нравственных убеждений, лич-
ностных ценностей, интересов учителя);
• выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую на
основе отношений сотрудничества и сотворчества;
• создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в трудовой,
игровой, художественной и других видах деятельности детей;
• раскрывать и реализовывать воспитательный потенциал процесса обуче-
ния (через содержание образования, форму и методы обучения), предметно-э-
стетической среды, окружающей детей;
• взаимодействовать со школьниками как субъектами школьного самоу-
правления, содействовать становлению их рефлексивной позиции в воспита-
тельной системе школы;
• поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самореабилитации,
ценностно-смыслового поиска ребенка, организуя необходимую групповую и
индивидуальную работу;
• представлять реальные возможности для личностной самореализации,
жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы
школы;
• транслировать гуманистическую культуру отношений человека к себе, к
окружающему миру;
• быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.
2. Педагог – субъект личностного и профессионального развития себя (само-
развития) как воспитателя, что предполагает его готовность и способность:
176 Дистервег Ф. Руководство к образованию немецких учителей // Мудрость великих педа-
гогов. – С. 81–104.
177 Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – С. 104–108.
189