Page 190 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 190
2) руководствуйся при обучении естественными ступенями развития под-
растающего человека: ступень преобладания ощущений (чувственного позна-
ния) или созерцания; ступень памяти; ступень рассудка; ступень разума;
3) начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его по-
следовательно, непрерывно, без пропусков и основательно (то обучение непре-
рывно, которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той
степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета,
так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности
и полное знание предмета);
4) не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи
тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно;
5) обучай наглядно! (развитие человеческого ума начинается с чувственного
восприятия внешнего мира, поэтому понятия должны основываться на пред-
ставлениях, а представления – на ощущениях);
6) переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легко-
го к более трудному, от известного к неизвестному;
7) веди обучение не научным, а начальным способом (развивающее обучение
не догматично, оно построено на основе вопросов, воздействующих не позна-
вательные способности ребенка и его побуждение к поиску ответов);
8) преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и ма-
териальную (разносторонне возбуждай ум ученика посредством одного и того
же предмета, связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех
пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его
мыслей);
9) никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить! (все, чему
учатся и что должно быть сохранено в памяти, необходимо постигать своим
умом, из-за зубрежки ученики теряют любовь и стремление к истине);
10) заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили (никогда
не заставляй учить того, что недостойно запоминания на всю жизнь, все, что
заучивает ученик, должно каждую минуту находиться в его распоряжении);
11) не муштровать, не воспитывать и образовывать ad hoc (для данного
случая), а заложить общие основы человеческого, гражданского и народного об-
разования! (человек чувствует себя счастливым тогда, когда может двигаться,
когда его не сдерживают формулы и каноны);
12) приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу,
но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой (ученик
должен работать самостоятельно: думать, искать, проявлять себя, развивать
свои дремлющие силы);
13) считайся со своеобразием твоих учеников (следует считаться с различи-
ями детской природы и содействовать ее своеобразному развитию, несправед-
188