Page 189 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 189

щее. В. В. Розанов вспоминает Н. М. Карамзина, который когда-то спрашивал:
«Кто истинно счастливый человек?». И сам отвечал на этот вопрос так: «Ис-
тинно счастливый есть тот человек, которому Бог уделил вечно трудиться, но
над тем трудиться, что он и любит, и во что верит».175 Если применить эти сло-
ва к педагогической деятельности, то можно с уверенностью сказать, что удел
«вечно трудиться» – это для учителей. Однако глаголы «любить» и «верить»
в настоящее время проблематичны в применении к современному учителю. К
примеру, из опрошенных нами коллег 43,6 %, оказавшись в начале професси-
онального пути, хотели бы иметь другую профессию (юрист, экономист, ди-
зайнер, психолог, предприниматель, научный сотрудник музея, экскурсовод,
детский адвокат, врач, зуботехник, работник торговли, домохозяйка, библио-
текарь, работник оранжереи и даже слесарь). К  причинам этого они относят
дегуманизацию среды образовательного учреждения, изгоизацию творческих
педагогов, формализованные показатели продуктивности деятельности, по ко-
торым оценивается работа педагога, профессиональное выгорание, снижение
статуса педагогической профессии в целом и многое другое.

    Учитель-гражданин а priori – это социально активная личность, облада-
ющая гражданскими правами и обязанностями, осознающая личную ответ-
ственность за построение такого демократического порядка, при котором при-
знаются права человека. В этом смысле педагог может и должен быть примером
для обучающихся. В противном случае призывы к выполнению конституци-
онных обязанностей, звучащие из его уст, никоим образом не могут быть вос-
приняты его «подопечными». Представляется, что в качестве составляющих
гражданской активности педагога можно рассматривать такие позиции, как
свободное волеизъявление, самодеятельность личности, высказывание соб-
ственного мнения в случае необходимости, отстаивание своей точки зрения,
демократический стиль общения.

                     7.2. Полисубъектная деятельность педагога
    Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) сфор-
мулировал ряд правил для немецких учителей сообразно принципу «воспитание
к самодеятельности на служение истине, добру и красоте». Эти правила можно в
полной мере считать советами по воспитанию обучающихся в рамках школьных
предметов:
    1) обучай природосообразно (обучение должно быть согласовано с человече-
ской природой и законами ее развития);

175 Розанов В. В. Предисловие к первому изданию // Природа и история. Статьи и очерки
1904–1905 гг. – М.: Изд-во «Республика»; СПб.: Изд-во «Росток», 2008. – С. 9.

                                              187
   184   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194