Page 188 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 188
школьники (ныне студенты) отмечают, что их учителя очень много времени
тратят на разные виды отчетности, подготовку мультимедиа-презентаций,
представительство на различных собраниях, заседаниях, участие в конкурсах,
и поэтому не уделяют обучающимся так необходимого им внимания. В этой
связи можно вспомнить слова Ш. Амонашвили: «Только духовная общность –
и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества,
сотрудничества – и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь,
проявленная в тончайших формах педагогического мастерства, и ничего, что
может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоин-
ства – и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке; и наконец,
только оптимизм и глубокое понимание ребенка – вот чем облагораживается
наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества,
куем судьбы и счастье людей».173
Учитель-альтруист и Учитель-гуманист – в какой-то мере родственные
определения, поскольку трудно представить себе педагога, который не учил бы
детей азам альтруизма и гуманизма (быть честным, трудолюбивым, соблюдать
правила общежития, уважать окружающих, ценить дружбу, любить близких и
т. п.) и сам не позиционировал себя в этих же ролях. Альтруизм учителя выра-
жается в готовности помочь ребенку в самых сложных ситуациях, пожертво-
вать своим временем, личными интересами ради него, в бескорыстности (го-
товности работать и без материального поощрения), милосердии, способности
радоваться за других. Гуманизм – в защите ученика с профессиональных пози-
ций, отстаивании его интересов, прав и свобод на всех уровнях педагогической
деятельности, в применении классического принципа «не навреди», осознан-
ном выборе средств, методов, способов деятельности. В центре учителя-аль-
труиста и учителя-гуманиста – прежде всего сами дети, получающие радость
от учения, а не программы, методики, стандарты. Вместе с тем, как отмечает
в одной из своих статей Д. Левитес, гуманистическая педагогика зачастую не
приживается в школах, живущих по другой «конституции», и педагоги, гото-
вые работать, ориентируясь на ребенка, не получают необходимой поддерж-
ки.174 Кроме того последние реформы в сфере образования, в частности, введе-
ние стимулирующей заработной платы, значительно усилили конфронтацию в
педагогическом сообществе и значительно ослабили мотив «радости за успехи
другого». В данном случае можно вновь поднимать проблему формализации
школы, подчинения ее жизни регламентам, документам, спущенным сверху.
Педагог-оптимист – это тот, кто удовлетворен своей работой, верит в свою
миссию и предназначение, убежден в том, что от него во многом зависит буду-
173 Амонашвили Ш. А. Единство цели. – С. 91–92.
174 Левитес Д. Почему гуманистическая педагогика так трудно приживается в школе? // Пер-
вое сентября. № 85 [Электронный ресурс] http://ps.1september.ru/article.php?ID=200008503
(дата обращения: 01.05.2013).
186