Page 186 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 186

ни на общение с детьми, формализм при подведении итогов работы. Как от-
мечают сами педагоги, в этих условиях у них не хватает энергии и не остается
времени на педагогическое творчество, под которым они понимают стремле-
ние к поиску нового (разработка нетрадиционных форм уроков, создание ви-
деофильмов, театральные постановки, подготовка творческих проектов вместе
с обучающимися и др.), преодоление шаблонов и стереотипов в самой работе,
в межличностных отношениях, развитие эмоционально-чувственной сферы,
интеллекта и т. д.

    В этой связи актуализируются слова русского философа В. В. Розанова, на-
писанные в 1904 г. «Еще много есть учителей, которые ничем на свете не инте-
ресуются, кроме ученика; для которых внутренний мир ученика занимательнее
всякой книги; у которых, между собою, в товариществе – нет других разгово-
ров, кроме как ученики, их характер, наклонности. Русский учитель только то-
нет в море формализма и официальной ответственности; борется с ними, и год
на двенадцатый, на двадцатый службы – вовсе погибает, усталый, разбитый
нервами, оскорбленный во всем светлом, что с университетской скамьи внес
с собою в гимназию, и к этому 12, 15, 20-му году изображая из себя педагоги-
ческую мумию, движущегося мертвеца, или засев за карты, засев за бутылку,
думая только об одном: «Как бы дотянуть 25-летие до пенсии». С каждым го-
дом мертвая волна накатывает на учителя, а оживляющей под ним воды – нет.
Учитель мертвеет: это главный «формуляр» о его службе, общий, общеизвест-
ный... Мертвящий чиновнический элемент заел гимназию. Но если бы его ста-
ло меньше, если бы учитель не был так испуган ответственностью, так связан в
каждом действии формою – много светлого, самопожертвованного показалось
бы из этой сейчас заморенной и сухой фигуры».170

    Педагог-профессионал, с точки зрения современных студентов, – это тот, кто
прежде всего честен, принципиален, неравнодушен к детям и их проблемам,
стремится развивать способности и таланты школьников (первая позиция),
знает свой предмет, умеет увлечь им учащихся (вторая позиция). Между тем,
с позиции официальных документов системы образования портрет идеально-
го педагога несколько другой. Он представлен в приказе министерства здра-
воохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. (№ 761н). В нем
«зашифрованы» квалификационные характеристики должностей работников
образования. В частности, учителю, по нашим подсчетам, предъявлены тре-
бования по 42-м, педагогу дополнительного образования – по 34-м позициям.
Почти половина обозначенных обязанностей учителя (20 из 42-х) определены
глаголом «знает» (приоритетные направления развития образовательной по-
литики, Конвенцию о правах ребенка, основы общетеоретических дисциплин,

170 Розанов В. В. К положению учебного дела // Розанов В. В. Природа и история. Статьи и
очерки 1904–1905 гг. – М.: Изд-во «Республика»; СПб.: Изд-во «Росток», 2008. – С. 337–338.

                                              184
   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191