Page 187 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 187

школьную гигиену, педагогику, психологию, возрастную физиологию, методи-
ку преподавания предмета, программы и учебники, средства обучения, педа-
гогические технологии, трудовое законодательство, правила внутреннего рас-
порядка и т. д.). Глаголами деятельности в документе обозначены следующие
позиции: осуществляет обучение, использует разнообразные технологии, вы-
бирает программы, планирует и осуществляет учебный процесс, разрабатыва-
ет учебную программу и т. д. Вполне понятно, что в нормативном документе
нельзя записать обязанность любить детей и быть влюбленным в свою работу,
быть примером неравнодушия, честности, принципиальности, но в реальной
практике именно такие педагоги уважаемы и любимыми детьми. Именно к ним
дети охотно идут на занятия, именно им задают вопросы и дарят свои радост-
ные улыбки.

    Учитель-единомышленник и Учитель-друг. В педагогической литературе
разных лет встречается такая характеристика педагога, как управленец,171 и
чаще всего понятие «управление» отождествляется с понятием «руководство».
Можно согласиться с тем, что одна из задач педагога – руководить процессом,
выстраивать очередность продуманных шагов в соответствии с поставленны-
ми педагогическими целями (проектирование стратегии и способов достиже-
ния результатов, конструирование собственной педагогической деятельности
и активности учащихся и др.). Вместе с тем формализованные показатели об-
разовательного процесса (изучение предмета в соответствии с программой,
нормирование времени общения в рамках урока, нацеленность на конечный
результат в виде аттестации) практически исключают равноправное общение
педагога и ребенка.

    «Если педагог в школе не умеет управлять – он пропал; если же он умеет
только управлять – пропали дети» – утверждал в одной из своих книг С. Со-
ловейчик. Он же писал: «Чтобы принимать в педагогический институт, надо
было бы каким-нибудь образом проверять дар общения».172 По сути речь идет
о том, что педагог может достигнуть своих целей только в процессе сотвор-
чества с учеником, выходя на высший уровень человеческого общения – ду-
ховный. При этом педагог не противопоставляет себя учащимся, а общается
с ними на равных, без возрастной дистанции, проявляя способность быть мо-
лодым и эмоционально мудрым. В таком случае ребенок воспринимает педа-
гога не только как Учителя, но и как Друга. Вместе с тем школьники и бывшие

171 Бертон В. Принципы обучения и его организация. – М: Учпедгиз, 1934. – 352 с.; Давыдова
Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. – М.: Изд.
центр «Академия», 2006. – 352 с.; Петрова Л. И. Основы управления педагогическими систе-
мами. Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2008. – 349 с.; Симоненко В. Д. Общая и профессио-
нальная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Изд. центр
«Вентана-Граф», 2006. – 450 с.
172 Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – 2-е изд. – М.: Дет.
лит., 1989. – С. 309, 310.

                                              185
   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192