Page 185 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 185

высокой миссии – воспитания детей», но при этом «они, как и врачи, не имеют
права на ошибку!» (В. В. Путин).168

    Если внимательно посмотреть на приведенные высказывания, то можно
заметить, что большая часть из них касается сферы чувств и морально-нрав-
ственных качеств личности: педагог (учитель) любит детей, свое дело, свой
предмет, верит в ценности, которые исповедует, излучает духовную энергию,
поднимает ученика к вершинам и т. д.

    Приведем еще один обобщенный портрет идеального педагога, составлен-
ный студентами исторического факультета УрФУ. В нем 140 кратких характери-
стик, представленных в виде слов-синонимов к понятию «педагог»: аналитик,
артист, воспитатель, демократ, диагност, дидакт, дирижер, жизнелюб, знаток,
защитник прав, исследователь, импровизатор, интеллектуал, интеллигент,
коммунар, личность, методист, мастер, новатор, организатор, оратор, рыцарь,
стратег, творец, технолог, универсал, физиономист, эстет, юморист и др.169 В ре-
зультате обсуждения на семинарских занятиях студенты-историки выделили
ключевые позиции, и основные черты «лица» идеального педагога стали вы-
глядеть следующим образом:

    П – Подвижник. Пассионарий. Профессионал;
    Е – Единомышленник;
    Д – Друг;
    А – Альтруист;
    Г – Гуманист;
    О – Оптимист;
    Г – Гражданин.
    Педагог-подвижник (тот, кто самоотверженно трудится, борется за дости-
жение высоких целей на педагогическом поприще), педагог-пассионарий (ак-
тивная личность, первооткрыватель, изобретатель, созидатель, «заражающий»
своей позитивной энергией окружающих), педагог-пионер (первопроходец,
новатор) в современных условиях – явление нередкое, но вместе с тем тако-
вых становится все меньше. Большинство педагогов одной из главных проблем
современной школы считают значительное увеличение бюрократической (бу-
мажной) работы. Многие из них отмечают такие негативные моменты в жизни
образовательного учреждения, как имитация деятельности, отсутствие време-

168 Амонашвили Ш. А. Единство цели: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – С. 8;
Выготский Л. С. – М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1996. – С. 149, 347; Коменский Я. А. – М.: ИД
Шалвы Амонашвили, 1996. – С. 86; Конфуций и его школа. – М.: ИД Шалвы Амонашвили,
1996. – С. 20, 21, 23; Латынь на все случаи жизни / сост. С. Б. Барсов; худож. Е. Лиманов. – М.:
АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 431 с.; Ломоносов М. В. – М.: ИД Шалвы Амонашвили,
1996. – С. 130, 138, 139; Московский Комсомолец. 2012. 4 окт.; 12. Мудрость великих людей /
автор-сост. С. Дмитриенко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – С. 45, 211, 312, 356.
169 Огоновская И. С. Учитель высшей категории: ступени педагогического роста: рабочая те-
традь слушателя семинара. – Екатеринбург: ИРРО, 2010.

                                              183
   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190