Page 184 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 184

и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к
хотению» (Н. А. Умов); что «сознательный и любящий свое дело учитель, конеч-
но, может, особенно в раннем детском возрасте, влиять плодотворно на уче-
ника при помощи любого предмета преподавания» (Д. И. Менделеев). Песси-
мистично и одновременно актуально звучит приведенное в качестве эпиграфа
высказывание Н. И. Пирогова, так как реалии настоящего позволяют говорит
о проблеме педагогических кадров в России, под которой подразумевается не
просто количественная нехватка специалистов, а недостаточность людей, вы-
пускников средних специальных и высших педагогических учреждений, гото-
вых с радостью и желанием работать с детьми. Между тем доктор Ю. Бауманн в
своей книге «Введение в педагогику» (СПб., 1905) писал так: «Конечно, первое
требование для будущего педагога – это влечение к воспитанию и природное
дарование. Первое легче всего установить по тому, занимается ли кто-либо
рано охотно с детьми, для последнего важно, чтобы данное лицо терпеливо и
с любовью входило и отдавалось бы детской и юношеской жизни, внушая при
этом известное уважение к своей особе».167

    Советские руководители видели учителем, педагогом «не только высоко-
образованных, но и марксистски образованных», «кристально честных людей»
(М. И.  Калинин); того, кто «должен передать новому поколению все ценные
накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней» (А. В. Лу-
начарский).

    Отечественные педагоги XX в. считали, что главная функция учителя –
введение учеников в жизнь, что «если учитель хочет, чтобы что-либо было
хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно»
(Л. С. Выготский); что без талантливого, влюбленного в свое дело учите-
ля математики, не может быть и талантливых учеников, что «учитель – это
первый светоч интеллектуальной жизни» (В. А. Сухомлинский), что насто-
ящий учитель – этот, кто «дарит себя детям», кто «ищет в ребенке богатство
его души» (Ш. А. Амонашвили). Наши современники не остаются в стороне
от обозначенной нами проблемы, и утверждают, что воспитатель – это тот,
кто знает «средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце,
изощрить ум и уравновесить рассудок» (французский этнограф-социолог
Ш. Летурно).

    Политики разных времен утверждают, что педагог – это тот, кто сам верит
в то, чему учит наших детей (В. Вильсон), что «школьные учителя обладают
властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль),
что задача власти – «создать педагогам условия жизни и труда, достойные их

167 Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – М.: Владос, 2003. – С. 139.

                                              182
   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189