Page 183 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 183
ным примером, учит пониманию, терпеливо добивается результата, сам учится
в процессе обучения других.
Мудрецы древности считали, что педагог (учитель) – это тот, «кто постигает
новое, лелея старое», кто помогает человеку «свободно развиваться», кто «зна-
ет, где остановиться» (Конфуций); кто дарит «нам... добрую жизнь» (Аристо-
тель Стагирит); «чьи слова не расходятся с делом» (Марк Порций Катон); кто
краток в речах, «чтоб разум послушный тотчас понял слова и хранил бы их в
памяти верно!» (Гораций).
Великие умы Средневековья и Нового времени отмечали, что «учитель –
это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих
знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение» (Ави-
ценна); что обязанность педагога – «умело сеять в душах семена наук и ос-
мотрительно орошать растеньица Божии», что воспитатель, как и садовник,
должен быть искусным и опытным, «хорошо зная, что, где, когда и как нуж-
но делать или не делать» (Я. А. Коменский); что «обучить другого, требуется
больше ума, чем чтобы научиться самому» (Мишель Монтень); что «не удаст-
ся никогда создать мудрецов, если... убивать в них шалунов» (Жан Жак Рус-
со); что «истинный учитель владеет секретом слова, умеет конденсировать и
излучать духовную энергию, способен поднять душу до великих дел» (Дени
Дидро).
Известные ученые и педагоги XVIII–XIX вв. подчеркивали, что педагог –
это тот, кто подбирает материал «в соответствии со способностями клас-
са», кто не переобременяет «учащихся выше меры и не создает им слишком
легких условий», кто присматривается к способностям учеников, знает их
успехи, «чтобы понимать, чего он может ожидать и требовать от каждого»
(М. В. Ломоносов); кто не преподносит истину, а «учит ее находить»; кто явля-
ется «самым живым примером для ученика»; кем «руководит прирожденный
такт» (А. Дистервег); что «из всех вообще безнравственных отношений – от-
ношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное» (Г. Ф. В. Гегель);
что учитель – это «плодотворный луч солнца для молодой души» (К. Д. Ушин-
ский).
Писатели и поэты находили яркие образы, считая самым лучшим воспита-
телем, учителем (и даже совершенным!) того, кто «высказывает предположе-
ния, а не категорические суждения, кто пробуждает в слушателе желание по-
знавать» (Р. Булвер-Литтон); «у кого есть внутренняя уверенность в том, что
он есть, должен быть и не может быть иным», кто соединяет в себе любовь и к
делу, и к ученикам» (Л.Н. Толстой); кто «должен быть тем, чем он хочет сделать
воспитанника» (В. Даль). Российские ученые писали о том, что «нужно любить
то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (В. О. Ключевский); что
«всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива
181