Page 182 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 182

7. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
                   В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

                                  Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет
                                  сделать воспитанника.

                                                                                         В. И. Даль (1801–1872),
                                                                 русский писатель, этнограф, лексикограф

                                  …талантливые, проницательные и добросовестные вос-
                                  питатели так же редки, как и проницательные врачи,
                                  талантливые художники и даровитые законодатели.
                                  Число их не соответствует массе людей, требующих
                                  воспитания.

                                                                                     Н. И. Пирогов (1810–1881),
                                                                                       русский врач и педагог 165

                                  Воспитание зависит от трех переменных: взрослые,
                                  дети и отношения между ними.

                                                                                 С. Л. Соловейчик (1930–1996),
                                                         советский и российский публицист, журналист,

                                                                                           теоретик педагогики

                     7.1. Личность педагога глазами философов,
                    ученых, политиков и современных студентов

    Данный раздел методического пособия посвящен личности педагога, от ко-
торого зависит многое, если не все. Каким должен быть современный педагог?
Какими качествами обладать? Создать образ идеального педагога нетрудно –
достаточно взять словарь пословиц и поговорок русского языка или книгу с
высказываниями великих людей. «Чтоб других учить, надо свой разум нато-
чить», «ворчаньем наскучишь, примером научишь», «от учителя наука», «всяк
мастер на выучку берет, да не всякий доучивает», «диплом имеет, а дела не раз-
умеет», «ученье без уменья не польза, а беда», «учи других – и сам поймешь»,
«всякое полузнанье хуже всякого незнанья», «много ученых, мало смышленых»,
«нужно учить не рассказом, а работой и показом».166 Вот небольшой перечень
русских пословиц и поговорок, но обобщенный портрет человека, который ко-
го-то учит и воспитывает, уже готов: это человек умный, разумный, который
много умеет, не ворчит, не поучает, а обучает умениям, воспитывает собствен-

165 Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Мудрость великих педагогов. – С. 108–109.
166 Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: Изд. Дом ННН, 1994. – С. 262–268.

                                              180
   177   178   179   180   181   182   183   184   185   186   187