Page 182 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 182
7. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет
сделать воспитанника.
В. И. Даль (1801–1872),
русский писатель, этнограф, лексикограф
…талантливые, проницательные и добросовестные вос-
питатели так же редки, как и проницательные врачи,
талантливые художники и даровитые законодатели.
Число их не соответствует массе людей, требующих
воспитания.
Н. И. Пирогов (1810–1881),
русский врач и педагог 165
Воспитание зависит от трех переменных: взрослые,
дети и отношения между ними.
С. Л. Соловейчик (1930–1996),
советский и российский публицист, журналист,
теоретик педагогики
7.1. Личность педагога глазами философов,
ученых, политиков и современных студентов
Данный раздел методического пособия посвящен личности педагога, от ко-
торого зависит многое, если не все. Каким должен быть современный педагог?
Какими качествами обладать? Создать образ идеального педагога нетрудно –
достаточно взять словарь пословиц и поговорок русского языка или книгу с
высказываниями великих людей. «Чтоб других учить, надо свой разум нато-
чить», «ворчаньем наскучишь, примером научишь», «от учителя наука», «всяк
мастер на выучку берет, да не всякий доучивает», «диплом имеет, а дела не раз-
умеет», «ученье без уменья не польза, а беда», «учи других – и сам поймешь»,
«всякое полузнанье хуже всякого незнанья», «много ученых, мало смышленых»,
«нужно учить не рассказом, а работой и показом».166 Вот небольшой перечень
русских пословиц и поговорок, но обобщенный портрет человека, который ко-
го-то учит и воспитывает, уже готов: это человек умный, разумный, который
много умеет, не ворчит, не поучает, а обучает умениям, воспитывает собствен-
165 Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Мудрость великих педагогов. – С. 108–109.
166 Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: Изд. Дом ННН, 1994. – С. 262–268.
180