Page 18 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 18
дивиться, когда так мало браков совершаются или что совершившиеся скоро
разрываются».
В завершение статьи Е. Р. Дашкова обращала внимание родителей на следу-
ющие аксиомы:
• «Воспитание более примерами, нежели предписаниями, преподается»;
• «Воспитание ранее начинается и позднее оканчивается, нежели вообще дума-
ют»;
• Воспитание не в одних внешних талантах состоит: украшенная наруж-
ность... без приобретения красот ума и сердца есть только кукольство...»;
• «Воспитание состоит не в приобретении только чужих языков, ниже в нау-
ках одних: ибо и ремесленный человек, определяя сына своего к какому-нибудь
также ремеслу, если только оному его выучит, а не даст ему чрез воспитание
крепости и силы... не вперит ему как поучениями, так и примером своим люб-
ви к трудам, к трезвости, верности и порядку, он не может надеяться зреть его
благополучным...»;
• «...совершенное воспитание состоит из физического воспитания, из нрав-
ственного и, наконец, из школьного, или классического. Первые две части вся-
кому человеку необходимо нужны, третья же некоторого звания людям нужна
и прилична, но притом нелишняя никому...».27
Еще один отечественный просветитель и современник Екатерины II
Н. И. Новиков28 в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783–1784)
отмечал, что главным предметом воспитания должно стать «образование детей
благополучными людьми и полезными гражданами». По его мнению, формиро-
ванию гражданственности должны способствовать воспитание души и сердца
и воспитание ума: «Худой человек всегда бывает и худой гражданин... Никакой
человек не может быть ни довольным, ни счастливым, ни добрым граждани-
ном, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими
его либо до пороков, либо до дурачеств... Показывайте им, коль тесно связаны
между собой все человеки, сколь одному нужен другой и сколь выгодно для
каждого особенно и для всех бывает, когда они с общей ревностью стараются
споспешествовать взаимному благосостоянию... все сие зависит от образова-
ния сердца в юношестве».29
В эпоху императора Александра I (1801–1825) впервые в российской исто-
рии появилось министерство народного просвещения, воспитания юношества
27 Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание» // История педагогики в России: Хрестома-
тия. – С. 93–96.
28 Новиков Николай Иванович (1744–1818) – просветитель, писатель, журналист, издатель.
До 1769 г. состоял на государственной службе, после отставки издавал журналы «Трутень»,
«Пустомеля», «Кошелек», «Живописец». Первоначально пользовался покровительством Ека-
терину II, однако в дальнейшем был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость.
29 Умом и сердцем. Мысли о воспитании. – М.: Политиздат, 1989. – С. 78, 81.
16