Page 15 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 15
Комиссии о составлении проекта нового Уложения» (1767) посвящена воспи-
танию и содержит три основных правила:
• «...Всякий обязан учить детей своих страха Божия как начала всякого це-
ломудрия и вселять в них все те должности, которых Бог от нас требует в Деся-
тисловии Своем и православная наша восточная греческая вера во правилах и
прочих своих преданиях... Также вперяти в них любовь к отечеству и повадить
их иметь почтение к установленным гражданским законам, и почитать прави-
тельства своего отечества, как пекущиеся по воле Божией о благе их на земли»;
• «...Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только
от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани,
клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков; и не дозволять и
тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры»;
• «...Он запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали,
ниже в шутку: ибо ложь изо всех вреднейший есть порок... Должно вселять
в юношество страх Божий, утверждать сердце их в похвальных склонностях
и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам;
возбуждать в них охоту ко трудолюбию и чтоб они страшились праздности,
как источника всякого зла и заблуждения; научать пристойному в делах их и
разговорах поведению, учтивости, благопристояности, соболезнованию о бед-
ных, несчастливых, и отвращению от всяких предерзостей; обучать их домо-
строительству во всех оного подробностях, и сколько в оном есть полезного;
особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте,
как на самих себе, так и на принадлежащих к ним; одним словом, всем тем до-
бродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию, которыми
во свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества чле-
нами, и служить оному украшением».23
После восстания Пугачёва, пробудившего в общественном сознании мысль
о воле и законном обеспечении прав податного народа, императрица взя-
ла вопросы воспитания под свой пристальный контроль, культивируя идею
воспитания «новой породы людей» в условиях их изоляции от семейного и
общественного влияния. Как пишет В. О. Ключевский, эта идея появилась у
Екатерины II еще в 1864 г., когда она утвердила разработанный И. И. Бецким24
доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Ос-
новные положения данного документа заключались в следующем:
23 Екатерина II. О величии России. – М.: ЭКСМО, 2006. – С. 123–124.
24 Бецкий Иван Иванович (1704–1795) – российский государственный деятель, автор реформ
в области просвещения в эпоху Екатерины II. По планам Бецкого были основаны «Воспита-
тельное коммерческое училище для детей купцов» и «Воспитательное общество благород-
ных девиц» (впоследствии Смольный институт), реорганизован «Шляхетский (дворянский)
корпус» и т.д.
13