Page 22 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 22
• «...насколько в обучении высокое место должно быть признано за инди-
видуализирующим методом, настолько же в воспитании самой прекрасной за-
дачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и проч-
ным товариществом...»;
• «Добровольная дисциплина, дух взаимопомощи, объединенная работа, са-
моуправление на началах полного равенства, хоровое начало повсюду, где оно
возможно, разнообразные трудовые акты, устремленные к созданию общего
сложного результата, – вот принципы, которые рядом с изучением прошлого и
настоящего человечества при свете научного социализма дадут нам того граж-
данина, какого нам нужно...»
• «Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они долж-
ны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную
взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возмож-
но раньше чувствовать себя гражданами своей школы... Класс или какая-ни-
будь другая группа учеников должны самоуправляться всею массою... ученикам
должен быть предоставлен полный простор в деле организации всякого рода
обществ, постоянных или временных. Пусть устраивают они научные кружки,
редакции журналов, политические клубы, общества для устройства выставок,
для спорта, для организации балов, спектаклей, хоров, оркестров и др.».36
Первые документы советской власти заинтересовали определенную часть
педагогов, работавших в дореволюционной России (С. Т. Шацкий, П. Н. Блон-
ский, Н. Н. Иорданский и др.) и надеявшихся, что новая власть сможет реа-
лизовать декларируемые идеи. Вместе с тем критики новой концепции обра-
зования заявляли, что нельзя построить подлинно демократическую школу,
отбрасывая культуру прошлого, идеалы и традиции, накопленные мировой и
российской педагогической мыслью, или отбирая из них только подходящее
для решения политических задач.
Создание РКСМ – ВЛКСМ (1918), а затем пионерской организации дало в
руки партии большевиков надёжный инструмент влияния на подрастающее
поколение. В последующие годы слова «комсомолец», «пионер» a priori стали
означать «патриот», а сам процесс воспитания детей и молодёжи был направ-
лен на то, чтобы человек как можно скорее стал социальным деятелем. 19 мая
1922 г. на II Всероссийской конференции РКСМ было принято постановление
«О детском движении», на основании которого началась разработка вопроса
«о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутин-
г».37 Этот день считается днём рождения пионерской организации. На V съезде
36 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–
1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика,
1974. – С. 138, 140, 141, 142.
37 О детском движении. Постановление II Всероссийской конференции РКСМ. 19 мая 1922 г.
// Народное образование в СССР. 1917–1973 гг. – С. 260.
20