Page 19 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 19
и распространения наук, а в «Постановлении о лицее» 1810 г. (речь идет о Цар-
скосельском лицее – авт.) отмечалось, что в него принимаются «отличнейшие
воспитанники дворянского происхождения», имеющие «отличнейшую нрав-
ственность», «совершенное здоровье», определенные познания», и было особо
оговорено, что принимаются наиболее талантливые. В программу обучения
входили русский, латинский, французский и немецкий языки, Закон Божий,
философия, математические и физические науки, российская и всеобщая исто-
рия, «изящные искусства», «гимнастические упражнения» и др.30 Вместе с тем
под влиянием внутренних обстоятельств в 1817 г. министерство просвещения
было преобразовано в министерство духовных дел и народного просвещения,
а в 1819 г. учебные планы училищ и гимназий были изменены: введено чтение
Священного писания, из гимназических курсов изъяты элементы философ-
ских знаний, статистика, естественное право, эстетика.
Вошедший на престол Николай I (1825–1855) продолжил политику обра-
зования в том же духе, считая, в частности, что главной причиной восстания
декабристов «были недостатки воспитания». 19 ноября 1833 г. при вступлении
в должность министра народного просвещения С. С. Уваров представил им-
ператору Николаю I доклад «О некоторых общих началах, могущих служить
руководством при управлении Министерством Народного Просвещения», в
котором отметил: «...начал, без коих Россия не может благоденствовать, уси-
ливаться, жить – имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодер-
жавие. 3) Народность». Позднее эти начала получили название «теории офи-
циальной народности», суть которой заключалась в том, что русский народ
глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие
составляют непременные условия существования России. Император Николай
II требовал, чтобы «в школе образованием юношества соединялись воспитание
его в духе веры, преданности Престолу и Отечеству и уважение к семье...».31 В
годы его правления разгорелся спор западников и славянофилов, в том числе
и по вопросам воспитания. Первые настаивали на православной традиции в
воспитании, ориентированной на «возвышение духовное», единство общече-
ловеческого и национального русского начала в воспитании, вторые – за разви-
тие российского образования по западному образцу (сугубо индивидуальное
развитие неповторимой личности сообразно идеалу человечества) и отрицали
идею приоритетной ценности «святоотеческих» идеалов и путей воспитания.32
В середине – второй половине XIX в. в обсуждении проблем воспитания
активно участвовали российские ученые и педагоги, литераторы и филосо-
фы: Н. И. Пирогов выступал за общечеловеческое воспитание и против ран-
30 История педагогики и образования. – С. 341, 342.
31 Шапарина О. Н. Государственная политика в области исторического образования в России
в 1901–1917 годах // Преподавание истории в школе. 2009. – № 9. – С. 44.
32 История педагогики и образования. – С. 351, 352.
17