Page 23 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 23
РКСМ, состоявшемся в октябре 1922 г., в качестве воспитательных задач в от-
ношении детей были обозначены приучение их к:
«а) социальному сожительству (личность существует только в обществе);
б) общественному труду (ценность творческого труда для общества);
в) стремлению к классовому идеалу;
г) активности в борьбе за этот идеал;
д) стремлению к знанию».38
В целом в системе воспитания 1920–1930-х гг. доминировали классовый
подход, трудовое и атеистическое воспитание, ориентация на политехнизм и
коллективизм. Последний занимал особое место в системе советского воспи-
тания и противопоставлялся капиталистическим отношениям, формирующим
индивидуалистов и конформистов. По мнению А. В. Луначарского, коллек-
тивизм означал добровольную дисциплину учащихся, дух взаимоподдержки,
объединенную работу на пользу всех трудящихся мира, «хоровое начало жиз-
ни».39
В 1920-е гг. особое внимание уделялось практической деятельности де-
тей, осуществляемой на Первой опытной станции Наркомпроса, в создании
которой самое активное участие принимал С. Т. Шацкий, в «Школе жизни»
Н. И. Поповой, школе им. Достоевского во главе с В. Н. Сорока-Росинским, в
учреждениях для беспризорных, в которых работал А. С. Макаренко. К приме-
ру, в колонии имени М. Горького (1920–1936) воспитывались дети с негатив-
ным социальным опытом, среди которых было много бывших беспризорников
и детей-сирот. Именно здесь в 1920–1928 гг. воплощал свои идеи создания дет-
ского коллектива А. С. Макаренко.
Выступая на совещании учителей-отличников городских и сельских школ
28 декабря 1938 г., М. И. Калинин отметил, что главная задача педагога – рас-
тить нового человека, и обозначил самые лучшие качества, которые необходи-
мо ему прививать: любовь к своему народу, к трудящимся массам; честность
(не врать, не обманывать); храбрость (человек труда должен завоевать не толь-
ко весь мир, но и разумом раздвинуть вселенную); товарищескую спайку, кото-
рая сделает СССР еще сильнее («Тогда, если придет человек в Красную Армию
или попадет на фронт, ему легче будет включиться в боевую спайку»); любовь к
труду, к которому необходимо честно относиться, «твердо при этом памятуя,
что если человек живет, питается и не работает, то это значит, что он по-
едает чужой труд».40
38 Детское движение. Из тезисов доклада на политпросветсекции V съезда РКСМ. 17 октября
1922 г. // Народное образование в СССР. 1917–1973 гг. – С. 260.
39 История педагогики и образования. – С. 454.
40 Бушканец М. Г., Леухин Б. Д. Хрестоматия по педагогике / Под ред. З. И. Равкина. – М.:
Просвещение, 1976. – С. 225, 226.
21