Page 17 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 17
Е. Р. Дашкова26 в статье «О смысле слова "воспитание"» (1783) с горечью писала
о том, что отцы «воспитать уже нас желали как-нибудь, только чтоб не по-рус-
ски и чтоб чрез воспитание наше мы не походили на россиян». Имелось в виду
чрезмерное увлечение всем французским, когда «танцмейстеры, французские
учителя или мадамы, по их мнению, все воспитание совершали, хотя с улиц па-
рижских без пропитания шатающиеся или от заслуженного в отечестве своем
наказания укрывающиеся оными воспитательницами по большей части быва-
ли... Учителями же бывали не только парижские лакеи, но и таковые, которые
уже в России ливрею носили».
Актуальные для сегодняшнего дня мысли содержались в этой статье по по-
воду того, что француженки обучают детей и что «замуж дочери не выдашь,
коли по-французски она говорить не умеет»:
• «Воспитание сие не только не полезным, но и вредным назваться может:
ибо лучше бы Танюше не уметь чепчиков шить, кружева мыть и по-француз-
ски болтать, да не иметь и тех гнусных в голове и сердце чувствований, кои
подлая и часто развратная французская девка ей впечатлевает. Она бы могла
быть лучшею женою, матерью и госпожею, если бы, не зная худо чужого язы-
ка, природному своему языку выучена была и если бы она имела любовь к
отечеству вместо пренебрежения, кое мамзелюшки к оному детям вперяют;
почтение к родителям; любовь к порядку, скромности и хозяйству, а не ро-
скошь, ветреность и небрежение в себе показывала»;
• «Мы еще более удалились от справедливого смысла, заключающегося в
слове "воспитание", прибавя к разврату, который учителя и мадамы в сердца
детей наших сеют, разврат, которому предаются дети наши, путешествия без
иного намерения, окроме веселья, без рассудка, без нужного примечания и по-
гружая себя в Париже или Страсбурге только в праздность, роскошь и пороки,
с истощенным телом, с истощенным смыслом и кошельком домой беспопра-
вочны возвращаются»;
• «...пребывание в Париже, по их мнению, им дает поверхностность над
теми, кои в нем не были... высокомерятся... отличаются... надменностью... Не в
поле, не в совете или служении отечеству они себя отличить и посвятить хотят:
танцы, клавикорты или скрипка, разговоры о театрах и действующих на оных –
вот благородное и пространное поле, которое наши дети выбрали и на коем
отличиться желают»;
«Дочери наши стараются мотовством своим прославиться... Родители хоро-
ших правил своим детям не вперяют, к размышлению их не приучают; чему же
26 Дашкова Екатерина Романовна (1743–1810) – выдающийся деятель русской культуры, ди-
ректор Петербургской академии наук, президент Российской академии (Академии русского
языка и словесности).
15