Page 14 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 14

хождению...» (1717), состоящий и двух частей: первая часть содержала азбуку,
таблицу слогов, цифры и религиозные наставления, вторая – правила поведе-
ния для дворян, касающиеся в том числе их отношения к родителям и другим
людям, к самому себе:

    • «...Впервых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести со-
держать. И когда родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках
держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садиться, и прежде оных не за-
седать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с
великим почтением, не с ними вряд, но немного уступя позади оных в стороне
стоять, подобно яко паж некоторый или слуга...»;

    • «...Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или
поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны
учинить вежливо и учтиво»;

    • «...У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и
других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят...»;

    • «...Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела от-
нюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а
разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно,
кроме дряхлого тела и чревоточины, которое с лености точно бывает»;

    • «...Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспоко-
ен...»;

    • «...благочестие есть похвала юности, и щастие благополучное, и красота в
старости...»;

    • «...Прямый придворный человек имеет быть смел, отважен и не робок, а с
государем каким говорить с великим почтением. И возможет о своем деле сам
предъявлять, и доносить, и на других не имеет надеятися...»;

    • «...Отрок должен быть вельма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах:
на руку не дерзок и не драчлив...»;

    • «...Младый шляхтич или отрок всегда должен быть охочь к научению вся-
кого добра, и что ему прилично быть может, и не имеет дожидаться, пока его
кто о том попросит, или потребует, или чтоб за ним для того в дом прибега-
ли...».21

    Российская императрица Екатерина II, педагогические взгляды которой
формировались под влиянием французских просветителей, уделявшая боль-
шое внимание просвещению, обучению и воспитанию молодых людей, писала
о том, что каждый гражданин «должен быть воспитан в сознании долга перед
Высшим Существом, перед собой, перед обществом».22 Глава XIV ее «Наказа

21 История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак-тов высш. учеб.
заведений / сост. С. Ф. Егоров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 74–77.
22 Екатерина II. Правила управления // О величии России. – М.: Эксмо, 2006. – С. 68.

                                               12
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19