Page 21 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 21

школа должна была стать важным средством пропаганды и распространения
коммунистической морали.

    Важную роль в идеологической разработке и организации процесса воспи-
тания в школе сыграл наркомат народного просвещения РСФСР, возглавля-
емый А.  В.  Луначарским (его заместителем была Н.  К. Крупская). 16 октября
1918 г. нарком подписал «Основные принципы единой трудовой школы», вос-
питательная составляющая которых выглядела следующим образом:

    • «Новая школа должна быть трудовой... трудовой принцип сводится к ак-
тивному подвижному творческому знакомству с миром... На первой ступени
преподавание покоится на процессах более или менее ремесленного характе-
ра... На второй ступени на первый план выдвигается промышленный и земле-
дельческий труд в его современных машинных формах»;

    • «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не
являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни... Вообще под
эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упро-
щенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и
творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой
и создавать ее»;

    • «Массовая ритмическая гимнастика, индивидуальное развитие муску-
латуры под наблюдением врача, игра, переходящая постепенно в серьезный
спорт... – таков путь в этом отношении. Гимнастика и спорт должны развивать
не только силу и ловкость, но и способность к отчетливым коллективным дей-
ствиям, дух взаимопомощи и т.п.»;

    • «Воспитательная школа должна стараться из детских душ, елико возмож-
но, те черты эгоизма, которые унаследованы человеком от былого, и, приго-
товляя его к грядущему, стараться уже со школьной скамьи спаять прочные
коллективы и развить в наивысшей мере способность к общим переживаниям
и к солидарности»;

    • «Высшей ценностью и в социалистической культуре остается личность.
Но эта личность может развернуть со всей возможной роскошью свои задатки
только в гармоническом и солидарном обществе равных»;

    • «Социалистическое воспитание, соединяя устремление к строению пси-
хических коллективов с тонкой индивидуализацией, приводит к тому, что
личность гордится развитием в себе всех способностей для служения целому.
Целью здесь является – избежать задержки в развитии особо даровитых на-
тур»;

    • «Освобождение школы от влияния церкви является не только важным,
но прямо-таки существеннейшим завершением ее общего освобождения от
того государственного пленения, при котором она являлась рассадником нрав-
ственных пороков, именуемых добродетелями рабов»;

                                               19
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26