Page 13 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 13
• «...откуда у честных родителей дети приобретают злой нрав? Скажу вам
истину ради исправления: от материнской ласки, от отцовского наказания,
от неограниченного [строгостью] обоих воспитания. Хвалит мать маленькую
злобу маленького сына, а злоба в сердце, как терновник, корни укрепляет, и с
ростом сына растет более злоба. Когда же сын вырастет в величину стойкую,
вместе с тем вырастет злоба и нрав неискоренимый... Подобным образом де-
тям злых родителей трудно изменить злой нрав и говорить хорошее, так как от
пеленок обучаются родителями злонравию и злословию»;
• «Да не примете вы, православные люди, наказания за злой нрав ваших де-
тей, старайтесь воспитывать их, хорошо соблюдая следующие вещи, нужные
для хорошего воспитания. Первая вещь – жезл. Через жезл непослушных не ли-
шать заслуженного наказания... Вторая вещь – чтобы детям запрещалось пло-
хое сообщество, не допускать дружиться с лукавыми.... Пусть общение ваших
детей будет с добрыми... Третья вещь – это не подавать детям плохого примера,
ибо как обезьяна, он видит совершаемое людьми, тотчас старается то делать,
так и дети, видя дела своих родителей, бывают их подражателями...».18
1.2. Воспитание детей в Российской империи
в XVIII – начале XX в.
В XVIII в. старая домашняя школа со своими правилами стала архаическим
украшением старомодной жизни. По мнению В. О. Ключевского, возникшие
публичные школы с иноземными учителями, напечатанные грамматики, ариф-
метики, геометрии, изданные законы об обязательном обучении духовенства
и дворянства, грамотность, цифирь и геометрия, объявленные необходимыми
элементами общего образования, заморские «механические хитрости» «закры-
ли собою прежнюю приходскую и домашнюю науку душевного спасения».19
Утверждая инструкцию для Морской академии, Петр I сделал к ней приписку:
«Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых сол-
дат, и быть им по человеку во всякой каморе во время учения, и иметь хлыст
в руках, и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, несмотря,
какой бы он фамилии ни был...».20 По приказу Петра I появился такой памятник
педагогики, как «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому об-
18 Симеон Полоцкий. Из «Вечери душевной» // История педагогики в России: Хрестоматия:
Для студ. гуманитарных фак-тов высш. учеб. заведений / сост. С. Ф. Егоров. – М.: Издатель-
ский центр «Академия», 1999. – С. 63–65.
19 Ключевский В. О. Два воспитания // Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. IX. Материалы
разных лет. - М.: Мысль, 1990.
20 История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак-тов высш. учеб.
заведений / сост. С. Ф. Егоров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 67.
11