Page 16 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 16
• «Искусство доказало, что один только украшенный или просвещенный
науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина; но во многих слу-
чаях паче во вред бывает, есть ли кто от самых нежности юности своих лет
воспитан не в добродетелях... а небрежности того и ежедневными дурными
примерами привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и
непослушанию»;
•«...кореньвсемузлуидобрувоспитание:достигнутьжепоследнегосуспехом...
можно... произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу
или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и ос-
новательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами,
и от них дети передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в
будущие веки»;
• «...прилагать должно старание, чтоб вселять в юношество страх божий,
утверждать сердце в похвальных склонностях и приучать их к основательным
и приличествующим состоянию их правилам; возбуждать в них охоту к тру-
долюбию, и чтоб страшились праздности, как источника всякого зла и заблу-
ждения; научить пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости,
благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых и отвращению от
всяких предерзостей; обучать их домостроительству во всех оного подробно-
стях, и сколько в оном есть полезности; особливо же вкоренять в них собствен-
ную склонность к опрятности и чистоте как на самих себе, так и на принадле-
жащих к ним...»;
• «Просвещая притом их разум науками и художествами, по природе,
полу и склонности каждого, обучаемы быть должны с примечанием таким,
что прежде нежели отрока обучать какому художеству, ремеслу или науке,
подлежит рассмотреть его склонности и охоту и выбор оных оставить ему
самому...»;
Реализация данного плана Екатерины II и И. И. Бецкого привела к возник-
новению в России системы закрытых воспитательных учреждений – кадетских
корпусов, Смольного института благородных девиц и др. Яркий пример закры-
того учебного заведения – Царскосельский лицей, открытый в 1811 г. В нем ца-
рили строгие правила, и воспитанников, в том числе Александра Пушкина, за
шесть лет обучения ни разу не выпустили из Царского Села, а первые три или
четыре года не выпускали и из здания лицея.25
Идеи Просвещения и влияние французской культуры на российское об-
щество имели не только позитивные с точки зрения «окультуривания» рос-
сиян, но и негативные последствия, связанные с заимствованием отдельных
поверхностных составляющих этой культуры. Так современница Екатерины II
25 Мудрость великих педагогов. – М.: ОЛМА Медиагрупп, 2013. – С. 228.
14